Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal.2014. № 2 (10). P. 220—227
13.00.00 PEDAGOGIC SCIENCES
UDC 378.1
Pak Lyubov Gennadievna, Doctor of Pedagogical Sciences, Assistant Professor
Orenburg State Pedagogical University
STUDENT AS SUBJECT OF EDUCATIONAL PROCESS AND MODERN SOCIOCULTURAL PRACTICE
Abstract
The article presents the problem of developing a subjective attitude in a student towards education and society; reveals the problems of subjectivity as a relevant benchmark of higher education and modern society; proves the idea of a student becoming the subject of various kinds of activities at the university and in the social sphere of life; underlines the role of the system of higher professional education for the personal development of a student as a subject of educational process and sociocultural practice.
Key words
Higher education, subject, subjectivity, educational and life subjectivity, subjective position, a student as a subject of activity, educational process, sociocultural practice.
1. Абульханова-Славская К. А. [и др.]. Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские, социокультурные аспекты). М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. 288 с.
2. Аксенова Г. И. Студент как субъект образовательного процесса. Рязань : РИНФО, 1998. 160 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
4. Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе.
М. : Социум, 2000. 176 с.
5. Бабочкин П. И. Студент как субъект учебно-воспитательного процесса в вузе // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 1.
6. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе : учеб.-метод. пособие / под ред. Н. К. Сергеева. М. : АПКиППРО, 2005. 120 с.
7. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 387 с.
8. Гогоберидзе А. Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования : дис. … д-ра пед. наук : СПб., 2002. 537 с.
9. Горшкова В. В. Диалог в образовании человека. СПб. : СПбГУП, 2009. 186 с.
10. Григорьев С. И. Социология жизненных сил и социальной субъектности в контексте поиска новой парадигмы социального мышления // Теоретические основы подготовки социальных работников. М., 1992.
11. Емельянова М. А. Становление профессиональной зрелости социального педагога в образователь ном процессе вуза : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2005. 38 с.
12. Жидких А. И. Формирование и практическое использование студенческих исследовательских
групп/команд в учебной и внеучебной деятельности высшего образовательного учреждения : учебное электронное пособие [Электронный ресурс] / Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. Новосибирск : НГПУ, 2012. URL: http://lib.nspu.ru/umk/eb608cbc15cc55e4/.
13. Запесоцкий А. С. Образование: Философия, культурология, политика. М. : Наука, 2003. 456 с.
14. Мухаметзянова Ф. Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика : дис. … д-ра пед. наук. Киров, 2002. 519 с.
15. Ницше Ф. Письма. М. : Культурная революция, 2007. 400 с.
16. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996.
№ 1. С. 5—19.
17. Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М. : Спутник, 2010. 178 с.
18. Пак, Л. Г. Социально ориентированная деятельность студента. Оренбург : Принт-Сервис, 2013. 312 с.
19. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону : Феникс,
1996. 512 с.
20. Роджерс К. Р. Становление личности: взгляд на психотерапию. М. : Эксмо-Пресс, 2001. 416 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2007. 720 с.
22. Селиванов В. В. Онтогенез психического как развитие субъекта // Личность и бытие: субъектный подход : материалы науч. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения чл.-кор. РАН А. В. Брушлинского / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина. М. : Ин-т психологии РАН, 2008.
23. Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-науч-
но-педагогических комплексов (вопросы теории). СПб. ; Волгоград : Перемена, 1997. 166 с.
24. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. К. : Просвита, 1996. 404 с.
25. Хайдеггер М. Бытие и время. 3-е изд., испр. СПб. : Наука, 2006. 450 с.
26. Шелер М. Философские фрагменты из рукописного наследия. М. : Ин-т философии, 2007. 384 с.
27. Юнг К. Г. Дух и жизнь. М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. 1147 с.