Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal.2014. № 1 (9). P. 206—215
13.00.00 PEDAGOGIC SCIENCES
UDC 372.881.161.1
Popova Valentina Ivanovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Orenburg State Pedagogical University Ishteryakova Tatyana Ivanovna, student in the master’s programme
College of Electronics and Business of Orenburg State University
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF A COLLEGE STUDENT
Abstract
The article considers the peculiarities of formation of information and communication competence of a college student in the context of reforming the system of professional education in Russia. The necessity of the program providing better training of students in accordance with the requirements for professional work is proved. The program includes forecast and resource guarantees of its implementation, directions in forming the information and communication competence of a college student, teacher support for the individual student’s training. The paper also presents the analysis of the professional competence of college teachers with the account of information and communication competence formation in a student.
Key words
Competence approach, key, basic, special competences, information and communication competence of a student.
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8—14.
2. Бондаревская Е. В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа. М. : Педагогика, 2010.
3. Бочарова Л. В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя : автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2006.
4. Браже Т. Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность // Гуманитарная культура учителя. СПб., 2002. С. 32—42.
5. Быков С. А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов : автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009.
6. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51—55.
7. Вербицкий А. А. Педагогические технологии контекстного обучения : науч.-метод. пособие. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. 55 с.
8. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2003. 768 с.
9. Глуханюк Н. С. Психологическое сопровождение и поддержка профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 1999. № 2. С. 143—151.
10. Гнатышева Е. А. Модель управления качеством компетентностной подготовки педагога профессионального обучения // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. журн. 2009. № 3. С. 7—11.
11. Гончарова Н. Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации : автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010.
12. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация : коллект. монография / составит. и науч. ред. проф. В. И. Попова. 2-е изд., переработ. и доп. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2013. 304 с.
13. Дочкин С. А. Моделирование системы повышения квалификации педагогов в условиях глобальной коммуникации современного общества // Мир образования — образование в мире. 2008. № 4. C. 38—45.
14. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. : МПСИ, 2005. 216 с.
15. Исаева Т. Е. Приоритетность задач по формированию общих компетенций по отношению к профессиональным [Электронный ресурс] // Преподаватель высшей школы в ХХI веке : междунар. науч.-практ. интернет-конференция. URL: http://www.t21.rgups.ru/
16. Клецов Ю. В., Фаломкин А. В. Образование без границ. Международная конгресс-выставка в Москве // Образование и общество. 2007. № 3. С. 39—42.
17. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов-на-Дону : Издат. центр «МарТ», 2005. 448 с.
18. Краткий словарь иностранных слов / авт.-сост. Е. А. Гришина. М. : Астрель, 2002. 638 с.
19. Круглякова Г. В. Содержание и технология формирования профессиональной информационно-коммуникативной компетенции студентов-филологов : автореф. дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2007.
20. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л. : Знание, 1985. 32 с.
21. Максимова Э. А. Структурные компоненты педагогического знания учителя и их роль в организации процесса обучения // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы : сб. Л., 1974. Вып. 2. С. 168—172.
22. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие. М. : Академия, 2008. 176 с.
23. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. М. : Школа-Пресс, 2000. 512 с.
24. Розов Н. С. Основания и перспективы инновационного образования в эпоху глобальной турбулентности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 1. С. 24—43.
25. Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий : метод. пособие. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 179 с.
26. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении : науч.-метод. пособие. М. : Эйдос : Ин-т образования человека, 2013. 73 с.