Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2015. № 4(16). С. 272—281

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.8

Кречетова Галина Андреевна, старший преподаватель
Чеченский государственный педагогический университет

 

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация

В статье раскрываются теоретические основы этнокультурного компонента музыкального образования как фактора поликультурного развития младшего школьника на основе анализа научных работ региональных и отечественных ученых. По мнению автора, положительный результат реализации этнокультурного компонента в музыкально-образовательном процессе поликультурного развития личности невозможен без определения себя как части своего народа, своей культуры, а также без учета российских и общечеловеческих ценностей. Автор делает вывод, что реализация этнокультурного компонента музыкального образования младших школьников в общеобразовательных школах, основанного на культуросозидательной (культурообразующей) функции личностно ориентированного обучения, направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами музыкального искусства и представляет собой совокупность принципов этнокультурности и поликультурности, интеграции, диалога и полилога культур, реализующихся в интегрированном музыкально-образовательном процессе.

Ключевые слова

Фактор поликультурного развития, музыкально-образовательный процесс, этнокультурный компонент, интегрированный процесс, этнос, идентичность.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки в вузе // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. 1999. С. 27—38.
2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. 336 с.
3. Арсалиев Ш. М.-Х., Мусханова И. В. Экспериментальная проверка модели этнопедагогизации формирования личности в образовательном пространстве Чеченской Республики // Вестник Орловского государственного университета. 2012. № 1 (21). С. 111—115.
4. Асафьев Б. В. О народной музыке / сост. И. Земцовский, А. Кунакбаева. Л. : Музыка, 1987. 248 с.
5. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М. : Политиздат, 1981. 432 с.
6. Батарчук Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 12. С. 149—153.
7. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М. : Художественная литература, 1975. 495 с.
8. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Издат. центр «Академия», 1999. 96 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. 480 с.
10. Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета. Теоретические основы учебника «Музыка» : пособие для учителя / НИИ шк. М. : НИИШ, 1989. 143 с.
11. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации : учебник для вузов / под ред. А. П. Садохина. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 352 с.
12. Еманова Т. В. Педагогические основы музыкального образования учащихся с учетом этнических особенностей региона : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Владикавказ, 1998. 200 c.
13. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. М. : Дрофа, 2001. С. 12—32.
14. Карпушина Л. П. Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования) : автореф. … дис. д-ра пед. наук. Саранск, 2012. 41 с.
15. Кашапова Л. М. Этномузыкальное образование школьников: история, теория и практика. Уфа : БИРО, 2004. 168 с.
16. Кобозева И. С. Национально ориентированное музыкальное образование : теоретико-методологический аспект / под. ред. Е. Г. Осовского ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2003. 181 с.
17. Конев В. А. Мир культуры // Философия культуры 1997 : тез. докл. Рос. науч. конф. «Человек в культуре — культура в человеке» / отв. ред. В. А. Конев. Самара, 1997. С. 3—7.
18. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М. : Просвещение, 2010. С. 11.
19. Кречетова Г. А. Музыка. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений Чеченской Республики. Грозный, 2010. 110 с.
20. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка : программа и программно-методические материалы / сост. Е. О. Яременко. М. : Дрофа, 2001. С. 182—218.
21. Кузнецова Л. В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования : дис. … д-ра пед. наук. Чебоксары, 2001. 445 с.
22. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты. М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 162—171.
23. Николаева Е. В. История музыкального образования: Древняя Русь: конец X — середина XVII столетия. М. : ВЛАДОС, 2003. 208 с.
24. Панькин А. Б. Этнокультурная коннотация образования. Элиста : Калм. гос. ун-т, 2009. 380 с.
25. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка, 1—8 кл. / под руководством Д. Б. Кабалевского ; ред. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. М. : Просвещение, 2004. 224 с.
26. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 424 с.
27. Савкин Н. С. Человек и общество: проблемы теории воспроизводства. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1991. 72 с.
28. Салитова Ф. Ш. Формирование традиционной музыкально-педагогической культуры татарского народа (VI—XVI вв.). Казань : Казан. гос. пед. ун-т, 2001. 124 с.
29. Хизбулаев М. М. Совершенствование содержания и методов музыкального образования и воспитания различных типов национальных школ. (На материале Дагестанской АССР) : дис. … канд. пед. наук. М., 1987. 170 с.
30. Чернов В. В. Возможно ли «Новое освоение» Сибири и Дальнего Востока: социологическое измерение // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Сер. Философия. Социология. 2011. № 3. С. 143—149.
31. Шаповалов В. К., Зайченко А. А., Маслова Т. Ф. Региональное сообщество в условиях трансформации России: социологический анализ / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т, Сев.-Кавказ. гуманитар.-техн. ин-т. М., 2003. 272 с.
32. Школяр Л. В., Красильникова М. С., Критская Е. Д. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика музыкального образования детей : науч.-метод. пособие. М. : Флинта, 1998. 336 с.
33. Явгильдина З. М. Развитие общего музыкального образования в Татарстане (XX в.) : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Казань : Казан. гос. пед. ун-т, 2007. 46 с.