2015. № 1(13). С. 167—177

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Кулаева Галина Михайловна, доктор педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
Важина Екатерина Николаевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

Статья посвящена методике формирования у студентов-филологов группы частнометодических умений на основе интерактивных технологий. В работе доказывается эффективность применения деловой и ролевой игры для освоения студентами-бакалаврами методики проведения разных видов контрольных и контрольно-обучающих видов диктантов. Наряду с этим предложены методические пути овладения в студенческой аудитории профессиональными действиями: диктовать текст, подбирать тексты для разных типов диктовки, проверять написанное, представлять результаты анализа контрольных работ, применять разные приемы и способы проверки письменных работ (самопроверка, взаимопроверка). Приводятся структурные элементы лабораторных занятий на разных этапах овладения методикой контрольных и обучающих диктантов, примеры диктантов, использованных в качестве образцов для презентации видов диктантов, контрольная работа и вопросы к экзамену.

Ключевые слова

Методика формирования частнометодических профессиональных умений в педвузе, технология деловой и ролевой игры, виды контрольных и обучающих диктантов по русскому языку.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Булохов В. Я. Роль линейного самоконтроля в повышении орфографической грамотности // Русский язык в школе. 1990. № 2.
2. Булохов В. Я. Сто разновидностей диктанта. Красноярск, 1994.
3. Гондарева Д. В. Творческие работы учащихся по русскому языку как показатель уровня овладения ими эстетикой грамматических форм // Язык, культура, личность: развитие творческого потенциала учащихся средствами русского языка : материалы конф., 17—18 марта 2011 г. Моск. пед. гос. ун-т ; составит. В. Ю. Макарова, М. В. Веселовская. М., 2011. С. 97—99.
4. Дейкина А. Д. Методическая компетентность как ценностная составляющая профессиональной деятельности учителя // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни) : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 19—20 марта 2009 / составит. и науч. ред. А. Д. Дейкина, Л. А. Ходякова, А. П. Еремеева, В. Д. Янченко. М. : МПГУ ; Ярославль : РЕМДЕР, 2009. С. 3—7.
5. Кулаева Г. М. Пишем диктанты с продолжением // Русский язык в школе. 2008. № 5. С. 22—26.
6. Кулаева Г. М. Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество. Дидактические материалы: 5—11 классы : пособие для студента-практиканта. Оренбург, 2010.
7. Ладыженская Т. А. Диктант с продолжением // Русский язык в школе. 1978. № 5. С. 40—46.
8. Острикова Т. А. Орфография в школе. М., 2008.
9. Устинов А. Ю. «Забытые» упражнения в учебниках «Школы 2100» // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 9. С. 62—67.
10. Янченко В. Д. Диктант с продолжением как средство развития личности школьника // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (20—21 марта 2014 г.) / науч. ред. и сост. А. Д. Дейкина, А. П. Еремеева, О. Ю. Ряузова ; сост. Р. К. Рамазанов. М. : МПГУ ; Ярославль: РЕМДЕР, 2014. С. 156—159.