2016. № 2(18). С. 239—250

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.851

Боженкова Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор
Московский педагогический государственный университет
Алексеева Елена Евгеньевна, преподаватель
Академия социального управления

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Аннотация

В статье рассматривается проблема организации процесса обучения геометрии, направленного на развитие познавательных умений учащихся на основной ступени общего образования. В качестве средства решения этой проблемы предлагается обучение учащихся составлению геометрических задач, дидактическая модель которого описана через цели, содержание и результаты целевого, содержательного, организационно-методического и контрольно-оценочного блоков модели, обеспечивающих их взаимосвязь. Определены предметные и метапредметные результаты обучения составлению геометрических задач. Показано, что развитие познавательных умений учащихся происходит на всех этапах обучения составлению геометрических задач.

Ключевые слова

Составление геометрических задач; текст задачной ситуации; познавательные умения; универсальные учебные действия; задача; условие; решение; обоснование; требование; компоненты; Федеральный государственный образовательный стандарт; модель; процесс; обучение; цель; результат.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Адлер А. Теория геометрических построений. Л. : Учпедгиз, 1940. 233 с.
2. Алексеева Е. Е. Конструирование приемов составления геометрических задач на основе задачного текста // Школа будущего. 2015. № 4.
3. Алексеева Е. Е. Составление и решение геометрических задач: учебный модуль к основному курсу геометрии 7-го класса. М. : АСОУ, 2015. 180 с.
4. Алексеева Е. Е. Учим школьников составлять геометрические задачи // Математика в школе. 2014. № 5. С. 25—29.
5. Боженкова Л. И. Теоретические основы интеллектуального воспитания учащихся в обучении геомет­рии. Омск : Изд-во ОмПГУ, 2002. 206 с.
6. Боженкова Л. И. Геометрия 7—9. Типовые задания для формирования универсальных учебных действий. Калуга : Калуж. гос. ун-т им. К. Э. Циолковского, 2014. 64 с.
7. Боженкова Л. И. Интеллектуальное воспитание учащихся при обучении математике // Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 7—13.
8. Боженкова Л. И., Алексеева Е. Е. Составление задач учащимися как средство достижения предметных и метапредметных результатов при обучении геометрии // Наука и школа. 2013. № 5. С. 103—107.
9. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М. : Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
10. Геометрия, 7—9 : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Л. С. Атанасян [и др.]. М. : Просвещение, 2014. 384 с.
11. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М. : Просвещение, 1995. 183 с.
12. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Часть 1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М. : Просвещение, 1977. 112 с.
13. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственное развитие школьника. М. : Педагогика, 1989. 324 с.
14. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: сайт. URL: http://минобрнауки.рф/документы.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. : Просвещение, 2011. 48 с.