Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 2(18). С. 282—289

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.072 + 371.134

Феттер Инна Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент
Омский государственный педагогический университет
Феттер Павел Зигфридович, кандидат педагогических наук, доцент
Омский государственный педагогический университет

 

ВОЗМОЖНОСТИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье анализируются современные подходы к интеграции педагогической науки и практики, явление трансфера знаний как специально организованного канала распространения в практике научного знания. Раскрывается специфика базовой кафедры педагогического вуза как пространства профессионального взаимодействия и партнерства. Представлены типы базовых кафедр педагогического вуза в аспекте взаимодействия педагогической науки и образовательной практики. Возможности базовых кафедр педагогического вуза анализируются с позиции решения задач профессиональной подготовки студентов: обеспечение оптимальных условий для «входа в профессию» и профессиональной пробы, построение индивидуальной траектории профессионального развития, обеспечение практикоориентированности педагогического образования, интеграция студентов в педагогическое сообщество. Представлены результаты работы фокус-группы по оценке деятельности базовых кафедр Омского государственного педагогического университета.

Ключевые слова

Базовая кафедра, типы базовых кафедр, взаимодействие педагогической науки и практики, трансфер знаний, педагогическое сообщество, профессиональная подготовка будущих педагогов, фокус-группа.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Алешина С. А. Социально-педагогический трансфер инноваций как базис модернизации деятельности университета // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 2 (6). С. 1369—1371.
2. Бородавкин В. А., Щеглов Д. К., Охочинский М. Н., Русина А. А. Базовая кафедра предприятия в структуре высшего учебного заведения // Инновации. 2015. № 9 (203). С. 93—97.
3. Грудзинский А. О., Бедный А. Б. Трансфер знаний — функция инновационного университета // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 66—71.
4. Гулин А. И., Сухинец Ж. А. Базовая кафедра как современный подход к организации профессиональной подготовки студентов вузов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 2. С. 14—22.
5. Елина Е. Г., Дмитриева О. И. Педагогическое образование в условиях классического университета // Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. 2014. № 1 (38). С. 91—95.
6. Кожевникова М. Н. О подходах к моделированию педагогического образования // Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. 2013. № 4. С. 50—53.
7. Луковникова Е. И., Патрусова А. М. Содержание подходов к разработке механизмов трансфера инновационных научных достижений в сфере вуза и предприятий // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2013. № 7. С. 111—116.
8. Мальцева С. В. В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/society/20130821/957722349.html (дата обращения 29.04.2016)
9. Овчинников А. В. Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С. 124—129.
10. Патрусова А. М. Формы реализации механизмов трансфера инновационных научных достижений // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2014. № 2 (16). С. 28—31.
11. Попова Е. М., Зайцева И. Г. Роль базовой кафедры вуза в усилении практической направленности обучения // Управление качеством в современном вузе : материалы X Междунар. науч.-метод. конф. СПб. : Изд-во МБИ, 2012. Вып. 10. С. 57—59.
12. Радионов А. А., Рулевский А. Д. Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Образование. Педагогические науки». 2016. Т. 8, № 1. С. 87—93.
13. Рузанкина Е. А. Наука второго рода: новые формы производства знаний и трансфера технологий // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. Философия. 2013. Т. 11, № 2. С. 49—53.
14. Стратегия трансфера знаний Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского [Электронный ресурс]. URL: http://www.unn.ru/general/transfer.html (дата обращения 02.05.2016)
15. Челнокова О. Ю., Грицак Л. Е. Развитие интеграции образования, науки и производства в форме трансфера технологий на современной фазе инновационного цикла российской экономики // Известия Саратовского государственного университета. Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, № 1. С. 8—14.