Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 2(18). С. 274—281

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.0

Сафин Никита Валерьевич, старший преподаватель
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

В статье анализируется содержание и соотношение понятий «идентификация» и «идентичность», охарактеризована сущность гражданской идентичности, ее отличие от этнической и других видов идентичности. Рассмотрены подходы различных научных школ к выделению структурных компонентов гражданской идентичности, выявлены специфические особенности формирования гражданской идентичности подростка в условиях детского оздоровительного лагеря. Проведенное исследование позволяет утверждать, что проектируемая специфическая информальная образовательная среда детского оздоровительного лагеря способствует самоидентификации и самоопределению подростков, дает возможность занять достойное место в референтной группе, что значительно снижает кризис идентичности подростка, обеспечивает формирование гражданской идентичности.

Ключевые слова

Подросток, гражданин, гражданская идентичность, информальное образование детского оздоровительного лагеря.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Асмолов А. Г. Идентичность реальная и виртуальная // Вести образования. 2014. № 25 (108) (22 дек.).
2. Абросимова К. А. Анализ сущности понятия «гражданская идентичность» // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 5. С. 42—45. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-suschnosti-ponyatiya…
3. Ахметшина Г. Х. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодежи : автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2015. 28 с.
4. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5—6. С. 140—142.
5. Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М. : Ин-т социологии РАН, 2008. Вып. 7. С. 214—228.
6. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11.
7. Зорина Т. Гражданская компетенция школьника [Электронный ресурс] // День за днем. Наука. Культура. Образование. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=147.
8. Карабанова О. А., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки ФГОС второго поколения. По результатам проведения семинара, посвященного формированию гражданской идентичности в системе общего образования для разработчиков новых образовательных стандартов: URL: http://identity2010.ru/?page_id=187.
9. Концепция ФГОС. Раздел 1. URL: http://avkrasn.ru/article-1119.html.
10. Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. Гражданская идентичность современной молодежи Ярославской области // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1, № 4. С. 143—149.
11. Логинова А. А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов : автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2010. 22 с.
12. Митина Е. В. Становление гражданской компетенции старшеклассников в учебном процессе: на материале гуманитарных дисциплин : автореф. дис. … канд. пед. наук. Тула, 2011. 22 с.
13. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. М. : Эксмо, 2005. 670 с.
14. Рыжова С. В. Этническая и гражданская идентичность в контексте межэтнической толерантности : автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2008. 33 с.
15. Семенова Ю. А. Гражданская идентичность личности в глобализирующемся мире: философско-антропологический аспект : автореф. дис. … канд. филос. наук. Челябинск, 2012. 22 с.
16. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск : Харвест, 1997. 798 с.
17. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyoffice.ru/5-psychology-755.htm