Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2017. № 2(22). С. 230—238

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.715

Акимова Любовь Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ ДЕСКРИПТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация

В статье описываются результаты историко-педагогического анализа формирования здорового и безопасного образа жизни личности в теории и практике отечественного образования. Представлены этапы и соответствующие им характеристики исследуемого процесса. Изучение исторического прошлого определяет необходимость синтеза социальной и гуманитарной направленностей формирования здорового и безопасного образа жизни личности. Выявлены социогуманитарные дескрипторы: целевой ориентир — ориентация образования на развитие человека духовно-социального в целостном единстве с социальной, техногенной, природной средой обитания; социогуманитарное знание, определяющее оперирование категориями смысла, понимания, интерпретации, контекста, дискурса, ценностей; здоровьесоздающая функция, обеспечивающая охрану жизни и здоровья обучающегося, его развитие как субъекта здоровой и безопасной жизнедеятельности; принцип здоровьесообразности, обеспечивающий соответствие педагогической стратегии и тактики образу человека, образу культуры, образу нормы, образу педагогической позиции; социальная ответственность, регулируемая самосознанием и самовоспитанием; диалектическое единство статики и динамики, гибкости и устойчивости, вариативности и однозначности как системная характеристика исследуемого процесса, определяющая его целостность и устойчивое развитие. На основе социогуманитарных дескрипторов возможно плодотворное решение проблемы формирования здорового и безопасного образа жизни личности в теории и практике отечественного образования.

Ключевые слова

Формирование, здоровый и безопасный образ жизни, образование.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Абаскалова Н. П., Ирхин В. Н., Маджуга А. Г. Педагогика здоровья: новый этап развития : коллективная монография. Стерлитамак : Фобос, 2014. 242 с.
2. Айзман Р. И., Петров С. В., Ширшова В. М. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Новосибирск : АРТА, 2011. 208 с.
3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVIII вв. / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М. : Педагогика, 1985. 363 с.
4. Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. М. : Педагогика, 1985. 480 с.
5. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России: от прошлого к будущему). Новосибирск : Сибирский хронограф, 1998. Т. 1. 804 с.
6. Безопасность жизнедеятельности / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков [и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова. М. : Высшая школа, 2006. 616 с.
7. Безопасность жизнедеятельности / А. Т. Смирнов, М. А. Шахманьян, Н. А. Крючек [и др.]. М. : Дрофа, 2005. 224 с.
8. Беляев И. Д. Судьбы земщины и выборного начала на Руси. М. : Тип. Общества распространения полезных книг, 1905. 137 с.
9. Беляев Г. Ю. Эволюция стратегий воспитания в современной гуманитарной культуре // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 31—45.
10. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека / под ред. А. В. Брушлинского и В. А. Кольцовой. М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.
11. Валеологические аспекты образования : тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф., г. Барнаул, 4—5 янв. 1996 г. / отв. ред. Г. А. Калачев, В. Ф. Лопуга. Барнаул : АКИПКРО, 1996. 132 с.
12. Воробьев Ю. Л. Безопасность жизнедеятельности: некоторые аспекты государственной политики / МЧС России. М. : Деловой экспресс, 2005. 376 с.
13. Гориневский В. В. Избранные произведения / под общ. ред. В. В. Гориневской. М. : Физкультура и спорт, 1951. Т. 1. 319 с.
14. Зайцев Г. К. Валеология. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей. Самара : Издат. дом «БАХРАХ-М», 2003. 272 с.
15. Корнетов Г. Б. Функции историко-педагогических исследований // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер. Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 17—28.
16. Куинджи Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. М. : Аспект Пресс, 2000. 139 с.
17. Латышина Д. И. История отечественной педагогики и образования : учебник для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2015. 260 с.
18. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / ред. коллегия: Г. Г. Шахвердов (отв. ред.) [и др.]. М. : Физкультура и спорт, 1954. Т. 5. 388 с.
19. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М. : Молодая гвардия, 1990. 351 с.
20. Попов С. В. Валеология в школе и дома: о физическом благополучии школьников. СПб. : Союз, 1997. 253 с.
21. Рындак В. Г., Аллагулов А. М. История педагогики и образования. VI—XIX вв. Оренбург : ОГИМ, 2010. 426 с.
22. Сапронов Ю. Г., Сыса А. Б., Шахбазян В. В. Безопасность жизнедеятельности. М. : Издат. центр «Академия», 2003. 320 с.
23. Татарникова Л. Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. СПб. : СПбАППО, 2010. 184 c.
24. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 040700 — Валеология: для высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Торохова [и др.] ; отв. ред. Е. И. Торохова; 2-е изд., перераб. М. : Флинта : Наука, 2000. 205 с.
25. Пряхин В. Н., Соловьев С. С. Безопасность жизнедеятельности человека в условиях мирного и военного времени. М. : Экзамен, 2006. 383 с.
26. Сапронов В. В. Безопасность — коренная потребность человека // Основы безопасности жизни. 2012. № 8. С. 5—16.
27. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии : в 2 т. М. : АПН, 2004. Т. 1. 775 с.
28. Фармаковский В. И. Охрана здоровья учащихся: свод практических сведений, относящихся к сбережению здоровья детей, посещающих школу. Одесса : Е. П. Распопов, 1914. 294 с.
29. Щапов А. П. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. СПб. : Изд. Н. П. Полякова, 1870. 339 с.
30. Щедрина А. Г. Педология — наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. Новосибирск, 1996. 44 с.