2017. № 3(23). С. 321—337

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1

Соян Надежда Тюльпановна, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

 

ТЕСТИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТУВИНСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЧЕТВЕРТНОГО ТЕСТА В 4-х КЛАССАХ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы тестирования по русскому языку в четвертых классах с тувинским и русским языками обучения. Изучен вопрос становления отечественной тестологии в XX в., сопоставлены различные теоретические подходы к применению тестирования по русскому языку в начальной школе. Ставится вопрос о недостаточной разработанности научно-методического аппарата тестирования по русскому языку: неопределенности содержания и требований к тестам, отсутствии четкой системы их применения и критериев оценивания в начальной общей школе. Представлены содержание и результаты опроса учителей начальных классов, а также вариант теста по русскому языку (за первую четверть учебного года), разработанного автором и проведенного в 4-х классах общеобразовательных школ г. Кызыла. В поисковом эксперименте выявлены низкий уровень языковой и речевой подготовки учащихся 4-х классов с тувинским языком обучения, основные затруднения и причины типичных ошибок в тестовых заданиях — недостаточная лингвистическая база по русскому языку. Выводы подтверждены аналитическими материалами. Предлагаются рекомендации учителям по формулировке заданий и два варианта теста для тувинских и русско-тувинских классов, различающихся не только лексическим материалом, но и характером формулировки заданий. Определены направления совершенствования содержания и структуры тестов для итоговой диагностики языковой подготовки выпускников тувинской начальной школы. Подчеркивается необходимость дальнейшего изучения проблемы и лингвометодического решения.

Ключевые слова

Диагностика, оценивание знаний, умений и навыков, тувинская начальная школа, смешанная школа, национальная школа, тестирование, тестовые задания, опрос, языковая подготовка, русский язык, результат обучения, тувинский и русский языки обучения, 4-й класс.

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Анащенкова С. В., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Бойкина М. В. Школа России: сборник рабочих программ. 1—4 классы : пособие для учит. общеобр. учр. М. : Просвещение, 2011. 528 с.
2. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий : учеб. кн. для преп. вузов, учит. школ, аспир. и студ. педвузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Адепт, 1998. 217 с.
3. Архипова Е. В., Воителева Т. М., Дейкина А. Д. Теория и практика обучения русскому языку : учеб. пособие / под ред. Р. Б. Сабаткоева. М. : Академия, 2008. 336 с.
4. Базарова О. Л., Шиц И. Н. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения на материале преподавания русского языка // Начальная школа. 2001. № 3. С. 20—23.
5. Банкевич Л. В. Тестирование лексики иностранного языка : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М. : Высш. школа, 1981. 112 с.
6. Валитова Г. А., Маштакова Л. Ю. Использование тестов в начальной школе // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 3 (52). С. 91—94.
7. Василейский С. М. Введение в теорию и технику психологического, педологического и психотехнического исследования : учеб. пособие. Минск : Изд. автора, 1927. 306 с.
8. Воскерчьян С. И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников // Советская педагогика. 1983. № 10. С. 28—37.
9. Гордиенко О. В. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие. М. ; Ярославль : Литера, 2011. 235 с.
10. Дадыкина Н. А. Организация тестовой методики контроля навыков структурного оформления предложений в 5—6 классах средней школы : автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 1973. 23 с.
11. Иванова Г. В. Задания тестового типа как один из способов проверки знаний и умений учащихся : на материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук. М., 1973. 213 с.
12. Ильина Т. А. Тестовая методика проверки знаний и программированное обучение // Советская педагогика. 1967. № 2. С. 122—135.
13. Калашникова С. Г. Тесты как средство контроля языковой компетенции учащихся начальной школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 5-3. С. 97—102.
14. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобр. организаций : в 2 ч. Ч. 1. М. : Просвещение, 2013. 160 с.
15. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М. : Народное образование, 2000. 352 с.
16. Михайлова Н. Г. Итоговые тесты по русскому языку // Начальная школа. 2013. № 3. С. 35—37.
17. Никитина М. Н. Система заданий по русскому языку в форме компьютерных тестов // Начальная школа. 2009. № 10. С. 35—36.
18. Огорелков В. И. Проверка и оценка знаний учащихся на основе заданий с выбором ответа : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1970. 27 с.
19. Потемкина Т. В., Соловьева Н. Н. Методы и формы контроля на уроках русского языка : кн. для учит. / под ред. Н. Н. Соловьевой. М. : Материк-Альфа, 2005. 136 с.
20. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [одобр. решением федерального учебно-метод. объединения по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15].
21. Рапопорт И. А. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1972. 24 с.
22. Селиверстова Г. М., Манзанова Ф. Т. Русский язык : учеб. для 4-го класса тувинских школ : в 2 ч. Ч. 1. Красноярск : Офсет, 2011. 159 с.
23. Сычева М. В. Использование тестов как средства диагностики образовательных достижений младших школьников по русскому языку: опыт, проблемы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 800—806.
24. Танина О. Ю. Тестовый контроль по русскому языку // Начальная школа. 2005. № 3. С. 30—33.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [утв. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373; в ред. приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357].
26. Цатурова И. А. Элементы тестирования в методике обучения чтению в технических вузах: (На материале англ. яз.) : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1971. 23 с.
27. Цыбулько И. П., Зверева Е. Н., Крайник О. М. ОГЭ 2017. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. М. : Нац. образование, 2017. 244 с.
28. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов : учеб. пособие. М. : Логос, 2002. 432 с.
29. Шамова Т. И., Белова С. Н., Ильина И. В., Подчалимова Г. Н., Худин А. Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе : учеб. пособие. М. : Пед. о-во России, 2008. 192 с.
30. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь : более 2000 единиц. М. : Астрель : АСТ : Хранитель, 2008. 746 с.