Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 3(27). С. 244—258

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.41

Косикова Светлана Валерьевна, аспирант, старший преподаватель
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Косолапова Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

 

ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК СИСТЕМА УСЛОВИЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО УРОВНЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Анализируемая в статье проблема преемственности начального и основного уровней общего образования имеет решающее значение для обеспечения непрерывного развития личности в рамках реализации требований «Стратегии развития образования в Российской Федерации в период до 2020 года». Авторы раскрывают сущность понятий «преемственность» и «учебная самостоятельность», фиксируя внимание читателя на необходимости непрерывного развития учебной самостоятельности школьника, обеспеченной преемственностью образовательной среды и образовательных процессов на смежных уровнях образования. Предлагаемая авторами «Программа непрерывного развития учебной самостоятельности школьника» на этапе перехода от начального к основному уровню общего образования в контексте планируемого результата — непрерывного развития учебной самостоятельности школьника — призвана обеспечить целенаправленное управление деятельностью школьного коллектива по достижению запрограммированного результата.

Ключевые слова

Преемственность, учебная самостоятельность школьника, начальное общее образование, основное общее образование, программа, план реализации.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.27.21

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Ананьев Б. Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. 1953. № 2. С. 23—35.
2. Афанасьева Т. П. Преемственность и непрерывность образования в инновационном образовательном комплексе: проблемы и решения // Педагогическое образование и наука. 2017. № 4. С. 30—35.
3. Батаршев А. В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 1996. 90 с.
4. Бывшева М. В. Проблема преемственности в контексте непрерывности системы образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 28—31.
5. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1987. 400 с.
6. Виноградова Н. Ф. Материалы курса «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 5—8. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2008. 72 с.
7. Ганелин Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М. : АПН РСФСР, 1961. 221 с.
8. Ганелин Ш. И. Педагогические основы преемственности в учебно-воспитательной работе школы // Преемственность учебно-воспитательной работы в 4—5 классе. М., 1995. С. 5—21.
9. Глебова Г. Ф. Преемственность дошкольного, начального, среднего (основного) общего образования: проблемы и опыт проектирования [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 3 (15). DOI: 10.15393/j5.art.2016.3204.
10. Грецких В. Н. Реализация принципа преемственности на этапе перехода учащихся начальной школы в среднее звено // Преемственность в начальной и средней школе : метод. пособие. Харьков : НУА, 2014. С. 25—30.
11. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 14—19.
12. Дистервег А. Руководство для образования немецких учителей // Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз, 1956. С. 55—212.
13. Жемчугова Н. А. Обеспечение преемственности при переходе с начального на уровень основного общего образования в условиях ФГОС // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2016. № 3. С. 55—60.
14. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М. : Педагогика, 1982. 704 с.
15. Коменский Я. А. Великая дидактика. М. : Наркомпрос, 1939. 318 с.
16. Косикова С. В. Навык рационального учебного труда как залог успешности формирования учебной самостоятельности младшего школьника на уроках математики // Современные тенденции естественно-математического образования: школа — вуз : материалы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / Пермский гос. национальный исслед. ун-т, Соликамский гос. пед. ин-т-филиал. Соликамск : Соликам. гос. пед. ин-т, 2017. Ч. 1. С. 60—63.
17. Лаптева Н. В. Принцип преемственности в системе непрерывного образования // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 7 (81). С. 111—115.
18. Леонтьев А. А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла : сб. материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М. : Баласс : Издат. дом РАО, 2003. 368 с.
19. Ломакина Т. Ю. Преемственность как ключевой фактор развития современного образования // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования : сб. науч. статей и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Архангельск : КИРА, 2017. Ч. 1. С. 115—118.
20. Люблинская А. А. О преемственности учебной работы в школе // Преемственность в процессе обучения в школе. (Материалы конференции) / отв. ред. Т. И. Бочкарева. Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1969. С. 3—23. (ЛГПИ им. А. И. Герцена, Ленингр. отд. Пед. о-ва. Ученые записки. Т. 372).
21. Мартынова Е. Н. Понятие преемственности в современных педагогических исследованиях // Реализация принципа преемственности в процессе преподавания филологических дисциплин в начальной школе : материалы межфак. науч.-практ. конф. препод. и студ. ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Ярославль : ЯГПУ, 2016. С. 14—20.
22. Мендыгалиева А. К. Теория и практика решения проблемы преемственности в начальной и основной школе // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 8 (12). С. 106—110.
23. Мендыгалиева А. К., Мусс Г. Н. Предпосылки преемственности в образовании: начальная и основная школа // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2 (113). С. 268—272.
24. Моисеева О. М. Место стратегий обеспечения преемственности и непрерывности в стратегическом планировании общеобразовательного комплекса // Педагогическое образование и наука. 2017. № 4. С. 48—54.
25. Новикова Г. П. Новое содержание принципов преемственности и непрерывности в условиях инновационной деятельности образовательных комплексов // Педагогическое образование и наука. 2017. № 4. С. 15—24.
26. Песталоцци И. Г. Как Гертруда учит своих детей // Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М. : Педагогика, 1981. Т. 1. С. 61—212.
27. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/8262/poop_noo_reestr.pdf.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. М. : Педагогика, 1989. 321 с.
29. Рыдзе О. А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2002. 18 с.
30. Санина Л. Д. Личностная ориентация преемственности процесса образования учащихся начальной и средней школы // Начальная школа: плюс-минус. 2002. № 1. С. 24—33.
31. Ситдикова Д. Ш. Дидактические условия преемственности в формах и методах обучения в средней и высшей школе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 1985. 15 с.
32. Ушинский К. Д. Родное слово : кн. для детей // Собрание сочинений : в 11 т. М. ; Л. : АПН РСФСР, 1949. Т. 6.
33. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М. : Педагогика, 1974. Т. 1. С. 228—556.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 393 [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938.
36. Харисова Л. А. Непрерывное общее образование: проблемы и факторы развития // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2017. № 1 (193). С. 57—61.
37. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 77—90.
38. Черкасова Э. С. Дидактические условия реализации преемственности в формировании знаний, умений учащихся общеобразовательной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1983. 20 с.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Косикова С. В., Косолапова Л. А. Программа непрерывного развития учебной самостоятельности школьника как система условий преемственности начального и основного уровней общего образования [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 3 (27). С. 244—258. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/21_27_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.27.21.