Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1(29). С. 210—222
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.046.4
Куламихина Ирина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ: ПРИНЦИПЫ, ПОДХОДЫ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема конструирования содержания курса в системе повышения квалификации в методологическом аспекте. Выявлены андрагогические принципы и методологические подходы к конструированию содержания курса, направленного на развитие иноязычной коммуникативной компетенции научно-педагогических работников вуза. Результаты, представленные в статье, вносят вклад в теорию и методику образования взрослых в части разработки содержания курса обучения на основе выделенных автором андрагогических принципов: осмысленного изучения иностранного языка, включения субъектного коммуникативного опыта слушателей курса, учета их коммуникативных потребностей. Реализация деятельностного, модульного и ситуативного подходов к организации предметного содержания курса в виде основных элементов (сфера общения, коммуникативная тема, коммуникативная ситуация) обеспечивает интеграцию языковой и социокультурной компоненты в содержании обучения. Сконструированное на основе данных принципов и подходов смыслопорождающее содержание обучения является необходимым условием успешного развития иноязычной коммуникативной компетенции взрослых, обучающихся в системе повышения квалификации. Соблюдение данных принципов и подходов в образовании взрослых способствует развитию положительной мотивации к изучению иностранного языка, формированию ответственности за результаты учебной деятельности.
Ключевые слова
Обучение взрослых, иноязычная коммуникативная компетенция, конструирование содержания обучения иностранному языку, модульный подход, ситуативный подход.
1. Апиш Ф. Н. Особенности мотивационного проектирования в образовании взрослых обучающихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 26—31.
2. Батракова И. С. Анализ современных подходов к образованию взрослых в педагогических исследованиях [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2013. № 8. ART 2034. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2034.htm.
3. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М. : Логос, 2009. 336 с.
4. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (Методические основы). М. : Русский язык, 1984. 144 с.
5. Горбунов А. Г. Особенности формирования способности к иноречевому взаимодействию в системе дополнительного профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 163—187. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-163-187.
6. Григорьева Е. В., Исмагилова Л. Р. Целостная реализация принципов отбора и проектирования содержания обучения иностранному языку в контексте интернационализации образования // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 35—38.
7. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
8. Густова Е. А. Методология и методика изучения психологических особенностей обучения взрослых иностранному языку // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. 2015. № 4. С. 46—53.
9. Есенкова Т. Ф. Педагогические технологии в образовании взрослых: методология, содержание, эффективность // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1483—1488.
10. Зимняя И. А. Коммуникативная компетентность: психологическая характеристика // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. М. : Рос. психол. о-во, 2012. Т. 1.
11. Зинченко В. П. Живое знание. Самара : СГПУ РАО, 1998. 216 с.
12. Кезин В. Г. Психолого-педагогические особенности обучения взрослых // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2012. № 17. С. 21—26.
13. Козубовская Л. А., Сентебова Е. Л. Отбор лексического материала при обучении взрослых иностранному языку — личностно ориентированный подход // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 5/2. С. 234—237. DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-234-237.
14. Корсакова Е. В. Система непрерывного образования взрослых: социально-психологические характеристики взрослых учащихся // Вестник Чувашского государственного педагогического университета
им. И. Я. Яковлева. 2014. № 2 (82). С. 154—159.
15. Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б. Модель развития коммуникативной компетенции бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковых вузах // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 4. С. 107—112.
16. Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б., Марус М. Л., Пестова Е. В. Модель деятельности преподавателей вуза по организации внеаудиторной работы обучающихся [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 150—157. URL: https://science-education.ru/pdf/2018/3/27710.pdf.
17. Кускова М. В. Актуальные проблемы образования взрослых в системе дополнительного профессионального образования // Вестник ТОГИРРО. 2016. № 1 (33). С. 69—70.
18. Мухлаева Т. В. Планирование программ в образовании взрослых — транснациональный контекст // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 57—61.
19. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2002. 396 с.
20. Семенова Ю. И. Учет фактора мотивации в процессе обучения взрослой аудитории // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2008. № 3. С. 86—88.
21. Тимирбаева Г. Р., Сайфуллин Р. С. Отбор и проектирование профессионально ориентированного содержания учебных дисциплин при обучении английскому языку будущих инженеров в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 24. С. 342—346.
22. Хуторской А. В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. 2003. № 8. С. 107—114.
23. Шаравьев В. А. Взрослый обучающийся краткосрочных курсов по иностранному языку: субъектная характеристика // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 6 (171). С. 128—131.
24. Crick R. D. Key Competencies for Education in a European Context: Narratives of Accountability or Care // European Educational Research Journal. 2008. Vol. 7 (3). P. 311—318.
25. Hadar L., Brody D. Individual Growth and Institutional Advancement: The In-House Model for Teacher Educators’ Professional Learning // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 75. P. 105—115. DOI: 10.1016/j.tate.2018.06.007.
26. Keow Ngang Tang. The Importance of Soft Skills Acquisition by Teachers in Higher Education Institutions // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2018. Vol. 1. P. 6. DOI: 10.1016/j.kjss.2018.01.002.
27. Kulamikhina I. V., Birova J., Alipichev A. Yu., Vasbieva D. G., Kalugina O. A. Developing Communication and Critical Thinking through Creative Writing in English and French Language: Analysis of Classroom Management Strategies // Komunikacie. 2018. Vol. 1a. P. 115—131.
28. Novikova Y. B., Alipichev A. Y., Kalugina O. A., Esmurzaeva Z. B., Grigoryeva S. G. Enhancement of Socio-Cultural and Intercultural Skills of EFL Students by Means of Culture-Related Extra-Curricular Events // Xlinguae. 2018. Vol. 11 (2). P. 206—217. DOI: 10.18355/XL.2018.11.02.16.
29. Pachauri D., Yadav A. Importance of Soft Skills in Teacher Education Program // International Journal of Educational Research and Technology. 2014. Vol. 5. P. 22—25.
30. Spitzberg B. H., Cupach W. R. Interpersonal Communication Competence. Sage : Beverly Hills, CA, 1984. 531 p.
31. Widdowson H. G. Defining Issues in English Language Teaching. Oxford : Oxford University Press, 2003. 190 p.
32. Wiemann J., Jiro T., Hiroshi O., Wiemann M. A Relational Model of Communication Competence // Emerging Theories of Human Communication / ed. by Branislov Kovacic. New York : State University Press, 1997. P. 25—44.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Куламихина И. В. Конструирование содержания курса в системе образования взрослых: принципы, подходы и опыт реализации [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1 (29). С. 210—222. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/18_29_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.29.18.