Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4(32). С. 246—256
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.02
Дашкова Алена Карловна, старший преподаватель
Сибирский федеральный университет Зандер Феликс Викторович, кандидат технических наук, доцент
Сибирский федеральный университет
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов в вузе при подготовке специалистов в области радиоэлектронных систем и обоснована необходимость разработки организационно-педагогических условий сопровождения процесса адаптации будущих инженеров, учитывающих направленность учебно-профессиональной деятельности. Предложенные организационно-педагогические условия позволяют: обогатить содержание учебно-профессиональной деятельности материалом, развивающим применение цифровых технологий в системе подготовки будущих инженеров; приобщить их к практической деятельности, в том числе к профессиональной безопасности; актуализировать потребности будущих инженеров в освоении приемов самоорганизации, саморазвития и самореализации, связанных с пониманием смысла, ценностей и приоритетов учебно-профессиональной деятельности. Приведены результаты реализации организационно-педагогических условий в ходе опытно-экспериментальной работы в рамках учебного процесса Сибирского федерального университета.
1. Адольф В. А., Кукушкин С. Г., Лукьяненко М. В., Чурляева Н. П. Управление в педагогических системах [Электронный ресурс]. 2-е изд., испр. и доп. Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2014. 253 с. 1 электрон. опт. диск (CD-RОМ).
2. Адольф В. А., Ковалевич И. А., Чурляева Н. П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа — вуз — предприятие» // Казанский педагогический журнал. 2011. № 4. С. 77—87.
3. Адольф В. А., Дашкова А. К., Зандер Ф. В. Программа адаптации будущих инженеров к учебно-профессиональной деятельности в вузе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2019. № 2 (48). С. 69—76. DOI: 10.25146/1995-0861-2019-47-1-122.
4. Адольф В. А., Савчук А. Н. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза. Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2013. 349 с.
5. Адольф В. А., Яковлева Н. Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 43—47.
6. Акименко А. К. Понятие об адаптации, ее критериях и механизмах адаптационного процесса // Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. Саратов : ИЦ «Наука», 2011. Вып. 3.
С. 5—18.
7. Вербицкий А. А. Место и роль преподавателя в процессе реформы образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 2. С. 42—51.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ : Астрель : Люкс, 2005. 671 с.
9. Дашкова А. К. Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 4 (38).
С. 246—251.
10. Дашкова А. К., Зандер Ф. В. Анализ результатов экспериментальной работы по адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе // Решетневские чтения : материалы XX юбилейной междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева (09—12 нояб. 2016 г., г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2016. Ч. 2. С. 506—508.
11. Дашкова А. К., Зандер Ф. В., Козлов А. В. Основы радиоинженерной деятельности : учеб. пособие. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. 104 с.
12. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Адаптация студентов инженерных специальностей к будущей профессии с точки зрения аксиологического подхода // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 166—168.
13. Игнатова В. В., Ковчина Н. В. Междисциплинарный анализ феномена «социальное взаимодействие» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2014. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13350.
14. Ильина Н. Ф. Развитие инновационного потенциала педагога в процессе профессионального становления. Lambert Academic Publishing, 2011. 176 с.
15. Кацура А. В., Акзигитов А. Р., Геращенко В. В., Мусин Р. М., Дахин А. Н. Общемыслительная деятельность школьников на уроках алгебры // Science for Education Today = Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 158—171. DOI: 10.15293/2226-3365.1804.10.
16. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций // Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М. : Когито-Центр, 2011. С. 456—457.
17. Михайлов И. Л. Итоги развития и направления совершенствования организационно-педагогической системы военной подготовки студентов в гражданских вузах на современном этапе // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика : сб. статей VIII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза : Наука и Просвещение, 2017. С. 156—168.
18. Московченко О. Н. Системный подход к оценке здорового образа жизни // Валеология. 1999. № 2. С. 4—10.
19. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Изд. центр «Академия», 2002. 576 с.
20. Чурляева Н. П. Структурно-компетентностный подход к построению педагогической системы подготовки специалистов в техническом вузе. Красноярск : СибГАУ, 2005. 259 с.
21. Adolf V. A., Azhiev A. V., Gadaborsheva Z. I. Algorithm of supporting future social workers in pedagogical and psychological aspects // Espacios. 2018. Vol. 39, N. 35. P. 23. URL: http://www.revistaespacios.com/a18v39n35/a18v39n35p23.pdf.
22. Adolf V. A., Belova E. N., Bykodarova E. S., Chusovlyanova S. V., Volegzhanina I. S. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-Soviet professional education // Journal of Social Studies Education Research. 2017. Vol. 8, N. 2. P. 39—61. DOI: 10.17499/jsser.360863.
23. Kozlov A. V., Kuimov V. V., Lepeshev A. A., Pogrebnaya T. V., Sidorkina O. V. Ecological engineering of the sixth innovation wave in system of continuous training and Municipal Facilities Development // International Science Conference SPbWOSCE-2017 “Business Technologies for Sustainable Urban Development”. 20—22 December 2017, St. Petersburg, Russia. MATEC Web of Conferences. 2018. Vol. 170. URL: DOI: 10.1051/matecconf/201817004006.
24. Kozlov A. V., Kuimov V. V., Pogrebnaya T. V., Sidorkina O. V. Innovative Projects Method Application in Engineering Education // Proceedings of 2017 7th World Engineering Education Forum (WEEF). 13—16 November 2017, Kuala Lumpur, Malaysia, p. 574—579. DOI: 10.1109/WEEF.2017.8467162.
25. Morozova M. V., Kust T. S., Sokolova E. Y., Osipova S. I., Gafurova N. V., Vaganova V. I., Ovchinnikov V. A., Agavelyan R. O. The management of youth employment in a lifelong engineering education system // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6, N. 2. P. 247—252.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Дашкова А. К., Зандер Ф. В. Организационно-педагогические условия сопровождения процесса адаптации будущих инженеров к учебно-профессиональной деятельности в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 246—256. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/18_32_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.32.18.