Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1(29). С. 242—250

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.8

Рыманова Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

 

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В статье рассматривается проблема реализации в школе стандартов второго поколения. В качестве одного из вариантов построения образовательной стратегии в метапредметной области предлагается использовать аксиоматический подход. В основе концепции лежат шесть аксиом. Первые три: аксиомы целостности, цикличности и оптимизации образовательного процесса — позволяют смоделировать метапредметную среду. Четвертая оптимизирует логическую структуру учебного процесса через конструирование понятийного поля и нормирование рабочего поля. Аксиома 5 задает параметры дозирования содержания и наполнения организационного компонента рабочего поля, взаимно однозначное соответствие которых позволяет разработать соответствующий методический инструментарий. Последняя аксиома дает возможность оптимизировать зоны ближайшего и активного развития школьника, что способствует построению индивидуальной образовательной траектории. Реальное воплощение предложенного концептуального аспекта реализации метапредметного направления новых образовательных стандартов выражается в научно обоснованном построении системы метапредметов с 5 по 11 класс и системы надпредметов для 10—11 классов.

Ключевые слова

Образовательные стандарты, межпредметность, метапредметность, надпредметность, аксиоматический подход.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.29.20

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Азарова Л. Н., Кривова В. А. О диагностике метапредметных компетенций у первокурсников высших образовательных заведений // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 220—223.
2. Аксютина И. В. Формирование творческой деятельности учащихся при изучении систематического курса геометрии : автореф. дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2008. 21 с.
3. Артюхов М. В., Вержицкий Г. А., Монахов В. М., Тульчинская Е. Е., Полуянович Е. Н., Монахова Г. А., Заридзе Н. С., Ушакова Л. Д., Любичева В. Ф., Исламгулова О. Ф., Бойко Е. Ф., Цилинкевич Л. А. Целеполагание. М. ; Новокузнецк : Изд-во ИПК, 1997. 67 с.
4. Асмолов А. Г., Володарская И. А., Салмина Н. Г., Бурменская Г. В., Карабанова О. А. Культурно-историческая системно-деятельная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16—23.
5. Бережная Г. С. Реализация метапредметного подхода в основной школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. 2016. № 4. С. 62—67.
6. Боровских А. В., Розов Н. Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. М. : МАКСПресс, 2010. 80 с.
7. Гарбер И. Е. Метаподход к психологии. Саратов : Саратовский источник, 2010. 266 с.
8. Дылгырова Р. Д. Идеи метапредметности в истории педагогики // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер. Педагогические науки. 2014. № 5 (58). С. 6—13.
9. Колягин Ю. М., Саввина О. А., Тарасова О. В. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. Часть 1. От древнейших времен до 20 века. 3-е изд. Орел : Картуш, 2007. 307 с.
10. Монахов В. М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. № 6. С. 26—31.
11. Монахов В. М. Дидактическая аксиоматика когнитивной теории педагогических технологий // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12, № 3-1. С. 32—39.
12. Мусина А. А., Шестаков А. П. Метапредметность в начальном общем образовании // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 53—56.
13. Прохоров Д. А. Интегративный подход в элективных курсах образовательной области «естествознание» : автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 17 с.
14. Рыманова Т. Е. Реализация метапредметности в образовательном процессе : учеб.-метод. пособие. Елец : Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2018. 38 с.
15. Рыманова Т. Е. Проектирование образовательного процесса по математике в контексте стандартов второго поколения : учеб.-метод. пособие. Елец : Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина. 2017. 37 с.
16. Савенков А. М. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие. М. : Ось-89, 2013. 480 с.
17. Смирнова И. М. Реализация метапредметного подхода в обучении геометрии // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Физика-Математика. 2018. № 2. С. 94—99.
18. Станкевич О. В., Шевченко С. В., Баркалова Е. Ю., Прокудина Е. П., Станкевич А. В., Пантыкина Е. М., Томенко Л. В., Сычев Ю. В. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2017. № 50. С. 271—273.
19. Сушенцева Н. В., Мерлина Н. И. Формирование метапредметных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике в 5—6 классах // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2016. № 1 (89). С. 164—169.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897. М. : Просвещение. 2011. 48 с.
21. Хуторской А. В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения // Школьные технологии. 2012. № 4. С. 36—47.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Рыманова Т. Е. Аксиоматический подход к реализации метапредметной составляющей новых образовательных стандартов по математике [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 1 (29). С. 242—250. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/20_29_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.29.20.