Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3(31). С. 290—301

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.08

Ганаева Елена Аркадьевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет
Масловская Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования управленческой компетентности учителя. Обосновывается идея о том, что в условиях внедрения национальной системы профессионального роста управленческая компетентность является ключевой для перехода на новую систему аттестации педагогических работников и построения вертикальной карьеры учителя. Цель исследования — выявление профессиональных затруднений педагогов в области управленческой деятельности в условиях внедрения национальной системы профессионального роста. На основе изучения содержательных характеристик понятий «карьера», «профессиональная карьера учителя», «управленческая компетентность учителя» предлагается авторское определение управленческой компетентности учителя как способности и готовности педагога к актуализации управленческих функций для решения профессионально-педагогических задач. Для выделения трудовых действий, требующих включения педагога в управленческие функции (планирование, организация деятельности, регулирование, контроль), авторы обращаются к профессиональному стандарту педагога. По итогам анализа уровней сформированности управленческой компетентности педагога обоснованы механизмы тьюторского сопровождения педагогов в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова

Карьера, профессиональный рост учителя, управленческая компетентность учителя, уровни сформированности управленческой компетентности учителя, механизмы формирования управленческой компетентности учителя.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.31.20

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Богдан Е. С., Гузич М. Э. Психологический аспект планирования и управления индивидуальной карьерой студентами и выпускниками вуза // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 178—183.
2. Бочкарева А. Г. Система внутришкольного управления и продуктивная деятельность учителя // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 18, № 44. С. 335—339.
3. Бондарь В. И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. Киев : Рад. шк., 1987. 160 с.
4. Ганаева Е. А., Масловская С. В. О профессиональном росте руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12, № 2 (30). С. 9—16. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-9-16.
5. Ганаева Е. А., Масловская С. В. Гуманитарное проектирование системы непрерывного образования руководителей образовательных организаций. Оренбург : Экспресс-печать, 2017. 192 с.
6. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М. : Российская академия управления, 1993. 23 с.
7. Добудько Т. В., Добудько А. В. Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 16—18.
8. Заславская О. Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в системе многоуровневой подготовки в области методики обучения информатике : дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 496 с.
9. Заславская О. Ю. Целеполагание как эффективный ресурс реализации алгоритма формирования и развития управленческой компетентности учителя информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Информатика и информатизация образования. 2013. № 1 (25). С. 51—57.
10. Заславская О. Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в условиях использования информационных и телекоммуникационных технологий как ресурс расширения системы дополнительного профессионального образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Информатизация образования. 2011. № 4. С. 43—47.
11. Зимина Е. Ю. Управленческая компетентность педагога профессиональной школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 13. С. 365—369.
12. Зимина Е. Ю. Управление мотивацией персонала в образовательном учреждении // Управление человеческими ресурсами — основа развития инновационной экономики. 2014. № 5. С. 157—162.
13. Иванов В. Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 5. С. 45—53.
14. Ильина И. В. Управление развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне. М. : Изд-во МПГУ ; Курск : Изд-во КГУ, 2005. 430 с.
15. Киселева Л. Г. Анализ управленческого компонента в подготовке руководителей дошкольных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2006. № 6-4. С. 3—12.
16. Коробейникова И. А., Ведерникова Л. В. Управленческая компетентность студентов педвузов: Теория и практика формирования. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 112 с.
17. Крисковец Т. Н. Социально-исторические особенности и современная специфика управления профессиональной карьерой учителя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 3. С. 135—147.
18. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. : Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
19. Куляпин А. С., Наугольных Н. В. Развитие полифункциональности учителя в условиях новой системы оплаты труда // Пермский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 60—63.
20. Матвиевская Е. Г., Ганаева Е. А., Масловская С. В. Подготовка руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования к эффективному управлению ресурсами: культурно-антропологический подход // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 9. С. 78—83.
21. Макарова И. К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного HR-менеджмента. М. : Дело, 2007. 232 с.
22. Никитовская Г. В. Методологические подходы к определению управленческой компетентности будущего педагога // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 139—143.
23. Пахомова Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология. 2013. Т. 6, № 2. С. 111—115.
24. Реан А. А. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 3. C. 88—95.
25. Сотникова С. И. Управление персоналом: деловая карьера : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 328 с.
26. Темнова Л. В., Малахов Ф. В., Восканян Э. С. Концептуальные подходы к исследованию карьеры // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 64—71.
27. Шамова Т. И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. М. : Педагогика, 1991. 192 с.
28. Шекшня С. В. Управление персоналом в современной организации. М. : Бизнес-школа «Интелл-синтез», 2007. 368 с.
29. Якокка Ли. Карьера менеджера : [пер. с англ.]. 2-е изд. Мн. : Попурри, 2002. 448 с.
30. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G., Zimina E. Y., Utkina S. N., Mantulenko V. V. The model of monitoring of vocational pedagogical competences of professors in secondary vocational education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, N. 14. P. 7045—7065. URL: http://www.ijese.net/makale/978.
31. Super D. E. The psychology of careers. New York : Harper & Brothers, 1957. 150 p.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Ганаева Е. А., Масловская С. В. Формирование управленческой компетентности учителя в условиях внедрения национальной системы профессионального роста [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 3 (31). С. 290—301. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/20_31_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.31.20.