Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4(32). С. 285—298

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Пак Любовь Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация

В статье представлены социокультурные и нормативные предпосылки, актуализирующие необходимость формирования социально-профессиональной ответственности студентов вуза на современном этапе развития постиндустриального социума. Рассматривается социально-профессиональная ответственность как морально-нравственный механизм сдерживания негативных последствий постиндустриального социума и регулятив становления новых моделей социально ответственного поведения студентов. Представлены новые научные результаты в рамках авторского обоснования ведущих идей реализации возможностей внеаудиторной деятельности в формировании социально-профессиональной ответственности обучающихся вуза. В ходе формирующего эксперимента определены наиболее эффективные социально значимые и профессионально ориентированные практики в контексте разработанного и апробированного практикума, обусловливающие оптимальность формирования социально-профессиональной ответственности студентов во внеаудиторной деятельности.

Ключевые слова

Социально-профессиональная ответственность, студенты, внеаудиторная деятельность, образовательная организация высшего образования, постиндустриальный социум, социально значимые практики, профессионально ориентированные практики, морально-нравственные императивы.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.32.20

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Белов А. В. Социальная ответственность: содержание и механизм реализации : автореф. дис. … канд. филос. наук. Волгоград, 2011. 24 с.
2. Барановская Л. A. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Чита, 2012. 42 с.
3. Большакова О. Н. Проблема формирования профессиональной ответственности студентов вуза // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 102. С. 24—31.
4. Братухина Е. В. Формирование социально-профессиональной ответственности студентов вуза во внеаудиторной деятельности : дис. … канд. пед. наук. Киров, 2018. 166 с.
5. Гладышева И. А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2006. 27 с.
6. Голиков Н. А. Социальные эффекты образования: реалии, прогнозы, перспективы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 73—79.
7. Гурулева Н. Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1045—1047.
8. Донева О. В. Педагогические условия развития социальной ответственности у студентов технологического вуза : дис. … канд. пед. наук. Пятигорск, 2014. 202 с.
9. Дудкина М. В. Развитие общей культуры у будущих социальных педагогов во внеаудиторной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2015. 23 с.
10. Емельянова Т. П. Профессиональная ответственность в обыденном сознании студентов-энергетиков [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Emelianova_Professional-Responsibility-Students.
11. Желаевская Н. Ф. Профессиональная ответственность личности как детерминанта карьерного продвижения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Сочи, 2009. 22 с.
12. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34—44.
13. Кочетова И. Д. Педагогические условия развития социальной ответственности у студентов высших учебных заведений : автореф. дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2011. 21 с.
14. Красильников А. Ю. Воспитание профессиональной ответственности личности : автореф. дис. … канд. пед. наук. Пятигорск, 2009. 21 с.
15. Кривопаленко Е. И. Модель педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности обучающихся в образовательном пространстве региона // Омский научный вестник. 2012. № 4 (11). С. 219—223.
16. Куц А. В. Формирование нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук. Пенза, 2017. 198 с.
17. Левитан К. М. Развитие деонтологической компетентности юристов в образовательном пространстве вуза // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. № 6. С. 108—118.
18. Лидак Л. В., Донева О. В. Развитие социальной ответственности студентов технологического вуза. Пятигорск ; Минеральные Воды : СКФ БГТУ им. В. Г. Шухова, 2014. 205 с.
19. Манцурова Т. А. Формирование профессиональной ответственности социального педагога в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2007. 23 с.
20. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm.
21. Николаева Л. П. Формирование социально-профессиональной ответственности студентов железнодорожного техникума : автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2013. 24 с.
22. Пазина О. Е. Социальная ответственность личности в современном обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2007. 37 с.
23. Пак Л. Г. Социально ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. Оренбург : Оренбургский ин-т экономики и культуры (Institut für interkulturelle Kommunikation), 2013. 312 с.
24. Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М. : Спутник, 2010. 178 с.
25. Позднякова Н. А. Социальная ответственность личности как педагогический феномен // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : сб. тр. шестой междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2011. С. 268—271.
26. Попова В. И. Ценностно-смысловое проектирование внеаудиторной деятельности студента [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2015. № 1 (13). С. 188—192. URL: http://vestospu.ru/archive/2015/articles/23_13_2015.pdf.
27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf.
28. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриат) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/440302_B_3plus_22112017.pdf.
29. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.002.pdf.
30. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
31. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/
32. Розанова В. А. Психология управления. М. : Интел-Синтез, 1999. 352 с.
33. Садовая М. А. Теоретический анализ психологических рисков в процессе становления профессиональной ответственности студентов вуза // Вісник Одеського національного університету. Сер. Психологія. 2015. Т. 20, № 3 (1). С. 100—108.
34. Сапрыгина С. А. Формирование нравственной ответственности будущего бакалавра в профессионально-культурных практиках : дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2016. 255 с.
35. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Пак Л. Г. Внеаудиторная деятельность как средство формирования социально-профессиональной ответственности студентов вуза [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 285—298. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/20_32_2019.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2019.32.20.