Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1(33). С. 197—209
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.14.015.62
Иманова Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент
Сибирский федеральный университет
ОЦЕНИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО
Аннотация
Анализ исследований в области оценивания показал, что проблема оценки профессиональных компетенций будущих педагогов остается актуальной. В нашем исследовании электронное портфолио используется как одно из основных средств в процедуре оценивания уровня развития профессиональных компетенций студентов направления подготовки «Педагогическое образование» за весь период обучения на бакалавриате и является основным способом презентации и оценки достижений студента во всех видах деятельности при проведении государственной итоговой аттестации. В статье описаны критерии оценки уровня развития профессиональных компетенций бакалавров, обучающихся по образовательной программе «Тьютор». Основным результатом исследования является выделение оценочных функций электронного портфолио. Доказана целесообразность его использования в процедуре государственной итоговой аттестации, когда такое портфолио способствует комплексной оценке уровня развития профессиональных компетенций выпускников наряду с демонстрацией ими теоретических знаний по освоенным дисциплинам и выпускной квалификационной работой.
1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск : Красноярский гос. ун-т, 1998. 310 с.
2. Алехина Н. В., Зильберштейн Э. В. Проблема аутентичного оценивания образовательной деятельности студента в условиях внедрения системы менеджмента качества [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2010. № 1. С. 47—49. URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7575.
3. Андерсен П., Морган Дж. Разработка тестов и анкет для национальной оценки учебных достижений / пер. с англ. В. Н. Симкина ; науч. ред. В. И. Звонников. М. : Логос, 2011. 204 с.
4. Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 79 с.
5. Грини В., Келлаган Т. Оценка образовательных достижений на национальном уровне / пер. с англ. Т. Н. Леоновой ; науч. ред. М. Б. Челышкова. М. : Логос, 2011. 208 с. (Национальная оценка учебных достижений).
6. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М. : Народное образование, 2000. 240 с.
7. Гуторова А. В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза : дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1998. 159 с.
8. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23—30.
9. Зеленко Н. В., Могилевская А. Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 1. С. 61—63.
10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
11. Игонина Е. В. Применение студенческого портфолио в диагностике профессиональных компетенций студентов вуза // Образование и наука. 2011. № 10 (89). С. 123—132.
12. Кныш И. А., Пастухова И. П. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 69—71.
13. Кузнецов А. А. Мониторинг качества подготовки учащихся: организация // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 5. С. 38—41.
14. Маркова С. М., Полунин В. Ю. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. 2013. № 4. С. 40—44.
15. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. 376 с.
16. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С. «Портфолио» — новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы. 2008. № 2. С. 32—35.
17. Пинская М. А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук / Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. М., 2007. 22 с.
18. Смолянинова О. Г. Оценивание образовательных результатов в течение всей жизни: электронный портфолио. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. 362 c.
19. Смолянинова О. Г. Проблема оценивания образовательных достижений: технология е-портфолио // Информатика и образование. 2016. № 1. С. 55—63.
20. Смолянинова О. Г., Иманова О. А. Оценка профессиональных компетенций будущих педагогов средствами е-портфолио // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. C. 61—66.
21. Смолянинова О. Г., Иманова О. А. Проблемы и перспективы использования технологии е-портфолио в подготовке педагогических кадров // Информатика и образование. 2012. № 6. С. 96—100.
22. Смолянинова О. Г., Иманова О. А., Трофимова В. В. Развитие и оценка социальных компетенций студента педагогического вуза средствами е-портфолио [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2014/1/179.pdf.
23. Соколова С. В. Формирование педагогической компетентности будущего преподавателя (на примере подготовки преподавателя педагогических дисциплин) : дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 226 с.
24. Тазутдинова Э. Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности : дис. … канд. пед. наук. Казань, 2010. 200 с.
Библиографическая ссылка на данную статью:
Иманова О. А. Оценивание профессиональной компетентности студентов направления подготовки «Педагогическое образование» с использованием электронного портфолио [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1 (33). С. 197—209. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/18_33_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.33.18.