Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 2(34). С. 227—239

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.1

Бичева Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Николаева Людмила Юрьевна, воспитатель
Буревестниковский детский сад

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Целью публикации является проектирование методического сопровождения, обеспечивающего повышение уровня профессионально-методической подготовки педагогов к реализации задач экономического дошкольного образования. Методология статьи основывается на теоретическом и экспериментальном изучении исследуемой проблемы, что позволило определить компоненты профессионально-методической готовности педагогов в области экономического дошкольного образования (мотивационно-ценностные, содержательные, процессуальные, рефлексивно-оценочные). Диагностика уровня их сформированности у педагогов, а также сформированности уровня экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста проводилась в дошкольных образовательных организациях г. Нижнего Новгорода. Предлагаются структура и содержание работы по повышению уровня профессионально-методической готовности педагогов в области экономического дошкольного образования. Акцентировано значение технологий гуманитарной направленности в процессе его реализации. Результаты апробации свидетельствуют, что разработанное содержание, формы методического сопровождения, рекомендуемые формы и уровни предъявления отчета способствуют достижению поставленной цели. Это оказывает выраженное влияние на процесс формирования экономических представлений и опыта их применения в практической деятельности у дошкольников. Сделан вывод: проектирование профессионально-методической подготовки педагогов к реализации задач экономического дошкольного образования в соответствии с принципами системно-деятельностного и индивидуально-дифференцированного подходов, управления профессиональным развитием на основе витагенного опыта педагогов и актуальными тенденциями развития экономического дошкольного образования является перспективным направлением методического сопровождения в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова

Экономическое дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, профессионально-методическая готовность педагога, проектирование, методическое сопровождение.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.34.19

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Белинова Н. В., Фонарева О. В. Проектирование пространства эффективного сотрудничества дошкольной образовательной организации с социумом [Электронный ресурс] // Государственный советник. 2019. № 1 (25). С. 79—83. URL: https://gossovetnik.files.wordpress.com/2019/03/190113.pdf.
2. Беляева Н. Л. Педагогическое руководство формированием экономических представлений у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 2. С. 16—19.
3. Бичева И. Б., Казначеева С. Н., Степаненкова А. В., Николаева Л. Ю. Методическое сопровождение повышения профессиональной образованности педагога в дошкольном экономическом воспитании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 7 (41). С. 131—137.
4. Бичева И. Б., Мелентович А. В. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 267—279. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/19_28_2018.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2018.28.19.
5. Бичева И. Б., Николаева Л. Ю., Степаненкова А. В. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 64, ч. 4. С. 24—27.
6. Бичева И. Б., Степаненкова А. В. Формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-методическая проблема // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования : сб. статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 т. Нижний Новгород : Мининский ун-т, 2019. Т. 1. С. 26—29.
7. Бичева И. Б., Филатова О. М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 1 (26). С. 7. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/928/711.
8. Бичева И. Б., Хижная А. В. Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации на основе витагенного опыта [Электронный ресурс] // Государственный советник. 2018. № 3 (23). С. 36—40. URL: https://gossovetnik.files.wordpress.com/2018/09/18-031.pdf.
9. Бичева И. Б., Хижная А. В., Сундеева М. О. Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора [Электронный ресурс] // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 32—35. URL: https://gossovetnik.files.wordpress.com/2018/04/18-011.pdf.
10. Галкина Л. Н. Подготовка специалистов дошкольного образования к осуществлению экономического образования в ДОУ в аспекте компетентностного подхода // Актуальные проблемы подготовки специалистов для системы дошкольного образования : сб. материалов 5-й Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей пед. вузов / Волгоградский гос. пед. ун-т ; Челябинский гос. пед. ун-т. М. : ООО «Баласс», 2011. С. 106—112.
11. Гладкова О. А., Коломийченко Л. В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. № 9. С. 198—201.
12. Лукьянова Р. С. Система дошкольного экономического образования и воспитания в Нижегородской области // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 77—80.
13. Прокофьева О. О., Серякова А. В. Экономическое образование дошкольников как первая ступень непрерывного экономического образования // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования : сб. науч. статей / под ред. М. И. Вишневского, Е. И. Снопковой. Могилев : Могилевский гос. ун-т им. А. А. Кулешова, 2018. С. 275—278.
14. Прокофьева Н. М., Ханова Т. Г. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2018. № 2 (92). С. 34—40.
15. Сидякина Е. А. Историко-педагогический анализ проблемы формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста в России и за рубежом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 272—275.
16. Сидякина Е. А., Лысакова И. С. Управление научно-методической работой педагогов в дошкольной образовательной организации посредством разработки проектов [Электронный ресурс] // Научное отражение. 2016. № 1 (1). С. 39—41. URL: http://www.naukopolis-center.ru/nomera-zhurnala-nauchnoe-otrazhenie/nauchnoe-otrazhenie-no-1-12016.
17. Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25—31. URL: https://gossovetnik.files.wordpress.com/2018/03/180401.pdf.
18. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Для детей 5—7 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты. ФГОС. М. : Вентана-Граф, 2014. 176 с.
19. Яфизова Р. К., Ничипоренко Л. К. Экономическая социализация старших дошкольников: формирование представлений у детей о ценности денег // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14, № 2. С. 90—100. DOI: 10.21209/2658-7114-2019-14-2-90-100.
20. Belinova N. V., Bicheva I. B., Krasilnikova L. V., Khanova T. G., Hizhnaya A. V. The Role of Managerial Competence of an Executive in Improving the Quality of Preschool Educational Organization // The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham, 2020. P. 422—429. (Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91). DOI: 10.1007/978-3-030-32015-7_47.
21. Bulaeva M. N., Vaganova O. I., Vorobyov N. B., Chaikina Z. V., Shobonova L. Y. Technology of Pedagogical Workshops in Professional Education // Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Springer, Cham, 2020. P. 425—432. (Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73). DOI: 10.1007/978-3-030-15160-7_43.
22. Vaganova O. I., Konovalova E. Y., Abramova N. S., Lapshova A. V., Smirnova Z. V. Increasing the level of teachers’ readiness for pedagogical project // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8, N. 22. P. 286—294.
23. Markova S. M., Sedykh E. P., Polunin V. Y., Tsyplakova S. A. Modeling of Integrated Content of Professional Education for Future Workers and Specialists // Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Springer, Cham, 2020. P. 1087—1095. (Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73). DOI: 10.1007/978-3-030-15160-7_109.
24. Smirnova Z. V., Vaganova O. I., Vinnikova I. S., Lapshova A. V., Golubeva O. V. Modern Multimedia Didactic Tools of Interactive Training // Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Springer, Cham, 2020. P. 485—491. (Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73). DOI: 10.1007/978-3-030-15160-7_49.
25. Yashkova E. V., Sineva N. L., Semenov S. V., Kuryleva O. I., Egorova A. O. The Impact of Digital Technologies on Various Activity Spheres and Social Development // The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham, 2020. P. 149—155. (Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91). DOI: 10.1007/978-3-030-32015-7_18.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Бичева И. Б., Николаева Л. Ю. Проектирование профессионально-методической подготовки педагогов к реализации задач экономического дошкольного образования [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 2 (34). С. 227—239. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/19_34_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.34.19.