Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4(40). С. 130—144

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.2

Бичева Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Казначеева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования представлений о родном городе в общей системе работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Авторы отмечают особое значение региональной направленности и краеведческого материала в процессе решения задачи формирования представлений об истории и культуре родного города. Определены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, дана характеристика высокого, среднего, низкого уровней их сформированности. Представлены результаты экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад № 58» г. Нижний Новгород. На основе выявленных проблем сформулированы задачи и выделены особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе: обеспечение тематического планирования, использование активных форм и методов, проектирование специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, осуществление взаимосвязи с родителями воспитанников. Разработан и апробирован перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста по формированию представлений об истории и культуре города Нижний Новгород. Содержание плана представлено темами: «Основание Нижнего Новгорода», «Выдающиеся личности нашего города», «Современный Нижний Новгород», «Место, в котором я живу», «Я и моя семья», «Природа Нижегородского края», «Мы — патриоты Нижнего Новгорода». Сравнительный анализ уровня развития всех компонентов патриотизма на этапе контрольного эксперимента показал эффективность проведенной работы с детьми экспериментальной группы. Это доказывает обоснованность выделенных особенностей формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории и культуре родного города.

Ключевые слова

Дошкольное образование, старший дошкольный возраст, патриотическое воспитание, компоненты патриотизма, формирование представлений о родном городе.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.40.10

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Агапова Г. Х., Мусс Г. Н. Обогащение активного словаря детей 5—6 лет средствами краеведческой детской литературы [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2 (38). С. 158—175. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/12_38_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.38.12.
2. Бичева И. Б., Бикеева А. В. Особенности воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Наука и практика регионов. 2019. № 4 (17). С. 53—57. URL: http://cs.meb-journal.ru/-/aR9VRuwDMjpkhdGMc2KIGA/sv/document/35/55/27/571202/82/Выпуск%2B№17%2BНПР.pdf?1579077558.
3. Бичева И. Б., Большакова А. С., Пушкова Е. И. Методические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 47—50.
4. Бичева И. Б., Казначеева С. Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 4. С. 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1144. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-4-1.
5. Бичева И. Б., Мелентович А. В., Десятова С. В. Методическая работа как условие профессионального развития педагога дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 33—36.
6. Вербенец А. М. Использование электронных образовательных ресурсов в патриотическом воспитании старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2017. № 11 (83). С. 36—47.
7. Гольдерова А., Николаева Л. В. Этнокарты как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 55—58.
8. Гилева А. В. Воспитание любви к малой родине средствами краеведения в конце ХХ — начале ХХI века: опыт экспедиционного изучения дошкольных образовательных учреждений Пермского края // Научный диалог. 2018. № 5. С. 256—267. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-5-256-267.
9. Захарова Л. М., Мубаракшина И. Б. Историческое краеведение в работе с дошкольниками // Детский сад от А до Я. 2010. № 4 (46). С. 4—14.
10. Казаева Е. А. Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 187—190. URL: http://amnko.ru/index.php/russian/journals/
11. Козлова С. А. Воспитание основ патриотизма // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2016. № 6. С. 4—7.
12. Комратова Н. Г. Краеведение в системе дошкольного образования: социокультурный аспект [Электронный ресурс] // Интеграция образования. 2006. № 2 (43). С. 106—114. URL: http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/06-2.pdf.
13. Комратова Н. Г. Социокультурная направленность образования детей в условиях дошкольной образовательной организации // Нижегородское образование. 2014. № 4. С. 33—38.
14. Коротаева Е. Воспитание у дошкольника любви к малой родине. Насколько готовы педагоги к решению этой задачи? // Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 90—94.
15. Куликовская И. Э., Маркова М. В. Проектирование технологии формирования представлений о родном городе у старших дошкольников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 43—50.
16. Курочкина И. Н. Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2016. № 2. С. 67—74.
17. Лопсонова З. Б. Регионализация содержания дошкольного образования в условиях введения ФГОС // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. Т. 1, № 4. С. 12—17.
18. Малютина Е. В., Обухова С. Н. Региональная культура как средство социализации детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26823.
19. Марухненко Н. А., Русских Н. Н., Попова Е. Р. Метод краеведческих проектов в патриотическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. 2016. № 6 (84). С. 79—86.
20. Мусс Г. Н. Преемственность в патриотическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2012. № 1 (1). С. 84—88. URL: http://www.vestospu.ru/archive/2012/stat/muss_2012_1.pdf.
21. Мусс Г. Н., Сарбашева М. И. Формирование представлений дошкольников о «малой родине» в образовательном процессе дошкольной образовательной организации // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр». Чебоксары, 2019. С. 155—161.
22. Осипова Т. В. Игровые технологии как средство ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 4 (8). С. 140—141.
23. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5—7 лет «С чистым сердцем» / Р. Ю. Белоусова, А. Н. Егорова, Ю. С. Калинкина. М. : Русское слово — учебник, 2019. 112 с. (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).
24. Пономарева В. С., Каткова О. В., Понаревская В. А., Кузьмина Г. В. Формирование у детей 5—6 лет представлений о родном городе // Научное отражение. 2020. № 1 (19). С. 30—33.
25. Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 3 (март). ART 14066. URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm.
26. Степанова Н. Г. Метод проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников // Педагогический поиск. 2015. № 4-1. С. 2—11.
27. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.07.2021).
28. Ханова Т. Г., Вялова Н. В. Воспитание нравственных ценностей детей дошкольного возраста в игре // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 362—365.
29. Шинкарева Н. А. Организация педагогических условий развития основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 343—347.
30. Яркова Д. Д., Мухина Т. Г., Малинин В. А., Сорокоумова С. Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2. С. 14. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1085. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-14.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Бичева И. Б., Казначеева С. Н. Особенности формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (40). С. 130—144. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/10_40_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.10.