Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4(40). С. 205—217

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1:373.24

Кулаева Галина Михайловна, доктор педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет
Щеглова Диана Сергеевна, магистрант
Оренбургский государственный университет

 

ЖАНР ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Статья посвящена проблеме поиска эффективных путей обучения понятию очерка на уроках русского языка в средней школе. На основе анализа работ по стилистике и журналистике выявлены понимание жанра очерка, его трансформации в современной публицистике, специфика очерка как жанра, его жанровые особенности и двухчастная структура (аналитическая и художественная составляющие). Осуществлен анализ федеральных учебников русского языка, разработаны диагностические задания с целью установления исходных представлений девятиклассников о жанре очерка и его видах. Результаты констатирующего среза среди учащихся 9 классов и данные анализа учебников русского языка позволили актуализировать необходимость разработки системы работы над очерком как публицистическим жанром на уроках русского языка в средней школе. Смоделирована и описана методика обучения учащихся жанру очерка и портретному очерку, реализуемая через цикл уроков развития речи по теме «Очерк. Портретный очерк». В разработке уроков по овладению новыми речеведческими понятиями усилено внимание к чтению и анализу текстов-образцов очерка с учетом трехчастной структуры текстов, рекомендованы приемы смыслового чтения (кластер, кольца Венна), групповая работа, дифференцированные задания по подготовке к сочинению в жанре портретного очерка.

Ключевые слова

Публицистический стиль, жанр очерка, разновидности очерка, портретный очерк, уроки развития речи.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.40.14

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Бростовская Т. А. Портретный очерк в XXI веке. Искусство представления личности // Медиасреда. 2018. № 13. С. 80—84.
2. Голованов Я. К. Этюды о великом: Кн. о вечном и вечных. М. : Раритет, 1997. 268 c.
3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М. : Айрис Пресс, 2018. 448 с.
4. Груздева Н. А. Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников при создании портретного очерка : дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 282 с.
5. Ким М. Н. Очерк: Теория и методология жанра : учеб. пособие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2010. 168 с.
6. Ким М. Н. Портретные очерки о государственных деятелях: технология создания // Управленческое консультирование. 2012. № 4 (48). С. 025—032.
7. Климко А. Ю. Портретный очерк в формате лонгрида // Медиасреда. 2017. № 12. С. 166—169.
8. Клюева Г. Ю. Портретный очерк с элементами эссе на основе автопортрета М. Ю. Лермонтова // Русская словесность. 2007. № 1. С. 47—57.
9. Кобелева Е. А. Современный портретный очерк: жанровые и стилистические особенности // Общество. Наука. Инновации (НПК-2017). Всерос. ежегодная науч.-практ. конф. / Вятский гос. ун-т : сб. статей. Киров : Науч. изд-во ВятГУ, 2017. С. 3303—3308.
10. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка : учеб. : для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по направлению 050300 — Филологическое образование. 5-е изд. М. : ФЛИНТА : Наука, 2016. 462 с.
11. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2016. 265 с.
12. Кошенкова Н. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся // Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 551—553.
13. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Л. Е. Кройчик, С. М. Виноградова, Г. В. Лазутина, Б. Н. Лозовский, Б. Я. Мисонжников, С. А. Михайлов, Т. Д. Орлова ; под ред. С. Г. Корнокосенко. СПб. : Знание : СПБ ИНВЭСЭП, 2000. С. 125—167.
14. Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV—VIII классы). М. : Просвещение, 1975. 312 с.
15. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по направлению 030600 «Журналистика» и специальности 030601 «Журналистика». М. : Аспект Пресс, 2017. 319 с.
16. Мещерякова Е. А. Особенности современного портретного очерка [Электронный ресурс] // Язык. Культура. Коммуникации. 2015. № 1. URL: https://journals.susu.ru/lcc/article/view/149/363.
17. Никитина Е. И. Русский язык: Русская речь. 8 кл. : учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2019. 239 с.
18. Русский язык и культура речи : учеб. для студ. вузов / В. Д. Черняк [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. М. : Высшая школа, 2016. 493 с.
19. Русский язык. 8 кл. : учеб. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2019. 270 с.
20. Русский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов [и др.]. 33-е изд. М. : Просвещение, 2017. 206 с.
21. Русский язык. 8 класс. : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. 5-е изд. М. : Просвещение, 2017. 223 с.
22. Серова А. Ю. Фрейм как когнитивная основа текстов жанра «портретный очерк» // Science Time. 2017. № 2 (38). С. 329—333.
23. Тертычный А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие для студ. высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Журналистика» и специальности подготовки дипломированных специалистов «Журналистика». 5-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2010. 348 с.
24. Усатова О. А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся 9 классов при работе с публицистическими жанрами (на примере путевого очерка): к постановке проблемы дидактических основ обучения // Новые технологии в обучении русскому языку и риторике. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2018. С. 54—67.
25. Хомяков В. И., Андреева Е. А. Художественно-публицистические жанры печатных СМИ: история и современность : учеб. пособие. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. 305 с.
26. Чумак К. Ю. Развитие коммуникативной компетенции старшеклассников при работе над проблемным очерком : дис. … канд. пед. наук. Иваново, 2011. 188 с.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Кулаева Г. М., Щеглова Д. С. Жанр портретного очерка на уроках русского языка в средней школе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (40). С. 205—217. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/14_40_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.14.