Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2(38). С. 204—222

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.111.1

Ежова Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет
Стуколова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ BLENDED LEARNING В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности применения технологии смешанного обучения в иноязычном образовании с учетом современных требований к образовательному процессу, предполагающих в том числе развитие компетенции в области применения информационных технологий, представляющих особую важность в период карантинных мер и обучения с привлечением цифровых технологий, в форме дистанционного обучения, как обучающихся школ, так и студентов вузов.
В соответствии с поставленной целью и задачами авторами были выявлены путем теоретического анализа научно-практической литературы наиболее эффективные модели смешанного обучения, разработан алгоритм реализации смешанного обучения в процессе развития иноязычных умений и навыков обучающихся в условиях дистанционного очного обучения, апробированы упражнения в рамках определенных тем для развития речевых навыков обучающихся в дистанционной форме по заданному алгоритму в контексте реализации потенциала смешанного обучения.
Результаты исследования подтверждают предположение о том, что образовательный процесс в дистанционной форме будет проходить эффективно при применении алгоритма, моделей смешанного обучения, современных интернет-ресурсов, сервисов, видеохостингов, платформ, которые представлены в данной работе. Результаты исследования могут быть полезны в работе специалистов в сфере общего и высшего образования при обучении иностранному языку. Рассмотрение смешанного обучения как инструмента реализации дистанционной формы работы открывает перспективы для дальнейших исследований в области применения моделей данной технологии на различных уровнях и ступенях образования в процессе языковой подготовки в период потенциальных карантинных мер. Не менее важны исследования в сфере необразовательных интернет-технологий, ресурсов, которые позволяют реализовывать интерактивные методы в обучении формата онлайн.

Ключевые слова

Смешанное обучение, модели смешанного обучения, дистанционное обучение, технология, интерактивное обучение, платформы для видеоконференций, интернет-ресурсы, информационные технологии, алгоритм.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.38.15

Полный текст статьи в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Авдеева Ю. А., Устиновская А. А. Проблематика внедрения смешанного обучения в вузах // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 2 (30). C. 34—40. URL: https://old.kursobr.ru/ojs/ojs/index.php/Journal/article/view/58/54 (дата обращения: 21.02.2021).
2. Английский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений и школ с углубл. изучением англ. яз. / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова [и др.]. М. : Express Publishing : Просвещение, 2012. 112 с.
3. Безверха О. Використання моделей змішаного навчання у процесі вивчення іноземних мов [= Использование моделей смешанного обучения в процессе изучения иностранных языков] // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету. Сер. Педагогіка. 2017. № 3. С. 147—156. DOI: 10.25128/2415-3605.17.3.20.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая российская энциклопедия, 2002. 527 с.
5. Жукова О. Н. Развитие интеллектуальной одаренности школьников в условиях смешанного обучения информатике // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 1 (22). C. 104—108. URL: https://omsk.edu/volume/download/1_(22)_2019.pdf (дата обращения: 20.02.2021).
6. Копылова Н. А. Интегративная технология смешанного обучения // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3, № 13. C. 1167—1169.
7. Краснов С. В., Калмыкова С. В., Краснова С. А. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 89—101. URL: http://www.pmedu.ru/images/2020-1/89101.pdf. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-89-101.
8. Крылова Е. А. Технология смешанного обучения в системе высшего образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (207). С. 86—93. https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/krylova_e._a._86_93_1_207_2020.pdf. DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-86-93.
9. Мишота И. Ю. Развитие смешанного обучения в условиях цифровизации образовательного процесса // Вестник РГГУ. Сер. Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 3 (13). C. 97—106. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-3-97-106.
10. Москвин К. М. Организационно-педагогические условия реализации смешанного обучения // Школьные технологии. 2018. № 1. С. 35—40.
11. Нагаева И. А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6 (33). С. 56—67.
12. Нестеренко В. Г. Дидактические возможности смешанного обучения иностранному языку в условиях формального педагогического образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № V6. С. 29—34. URL: http://e-koncept.ru/2019/196055.htm.
13. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс] // ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 23.01.2021).
14. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий : метод. рекомендации / Б. В. Авво, А. А. Ахаян, Е. С. Заир-Бек, В. А. Комаров, Н. В. Гороховатская, Т. Г. Феофилова, Н. М. Федорова, Н. Ю. Сосунова. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 108 с.
15. Поляков Е. А. Организация электронного обучения с использованием информационной образовательной среды // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. С. 143—148.
16. Практический курс английского языка. 1 курс : учеб. для студ. пед. вузов по спец. «Иностр. яз.» / под ред. В. Д. Аракина. 5-е изд., испр. М. : ВЛАДОС, 1998. 536 с.
17. Просвиркина И. И. Использование моделей смешанного обучения при обучении говорению // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-4 (78). С. 202—205. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2017_12-4_53.pdf (дата обращения: 23.01.2021).
18. Профессионально-педагогические понятия : словарь / сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк ; под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. 456 с.
19. Пустовалова О. В. Методика развития умений письменной речи студентов на основе сервиса «Твиттер» (английский язык, неязыковой вуз) : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 32 с.
20. Роберт И. В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования как трансфер-интегративной области научного знания (концепция). М. : ИИО РАО, 2014. 38 с.
21. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М. : ИИО РАО, 2010. 140 с.
22. Руднева И. А. Смешанное обучение в профессиональном социально-педагогическом образовании // Социальная педагогика. 2018. № 4. С. 46—52.
23. Селявкина Н. Н. Применение моделей смешанного обучения как условие дифференциации обучения грамматике французского языка в общеобразовательных организациях // Universum: психология и образование. 2020. № 7 (73). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/9847 (дата обращения: 21.02.2021).
24. Скрыпникова Н. Н. Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 3. С. 74—78.
25. Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189—201.
26. Сысоев П. В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С. 2—11.
27. Татаринова М. А. Теоретические основы создания и использования дистанционного курса обучения иноязычной письменной речи для студентов 2—3 курсов лингвистического вуза: на материале английского языка : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 25 с.
28. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. Е. С. Полат. М. : Издат. центр «Академия», 2004. 416 с.
29. Титова С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М. : Эдитус, 2017. 247 с.
30. Утемов В. В., Горев П. М. Межпредметная технология смешанного обучения в школьном образовании [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 4. С. 1—11. URL: http://e-koncept.ru/2018/181017.htm (дата обращения: 20.02.2021).
31. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021). Ст. 2 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/ (дата обращения: 23.03.2021).
32. Чепурна В. О., Магдич Д. Д. Дослідження проблеми використання моделей змішаного навчання в фаховій підгтовці інженерів-педагогів [= Исследование проблемы использования моделей смешанного обучения в профессиональной подготовке инженеров-педагогов] // Вісник Харківського національного автомобільно-дорожнього університету. 2019. № 87. URL: http://bulletin.khadi.kharkov.ua/issue/view/11464 (дата обращения: 20.02.2021).
33. Чиркова Е. И., Зорина Е. М. Использование смешанных опор в смешанном обучении // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 4 (77). С. 355—361.
34. Чистобаева Л. В. Оптимизация обучения английскому для специальных целей (ESP) в рамках реализации смешанного обучения в техническом вузе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 3. С. 78—83.
35. Bañados E. A Blended-learning Pedagogical Model for Teaching and Learning EFL Successfully Through an Online Interactive Multimedia Environment // CALICO Journal. 2006. Vol. 23, N 3. P. 533—550. DOI: 10.1558/cj.v23i3.533-550.
36. Boelens R., Voet M., Wever De B. The design of blended learning in response to student diversity in higher education: Instructors’ views and use of differentiated instruction in blended learning // Computers and Education. 2018. N 120. P. 197—212. DOI: 10.1016/j.compedu.2018.02.009.
37. Bonk C. [et al.]. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. Pfeiffer, 2005. 624 p.
38. Kokoulina O. What is Blended Learning and How Can It Be Used? [Электронный ресурс] // ispring: eLearning blog. URL: https://www.ispringsolutions.com/blog/blended-learning-a-primer.
39. Stracke E. A road to understanding: A qualitative study into why learners drop out of a blended language learning (BLL) environment // ReCALL. 2007. Vol. 19, N 1. P. 57—78. DOI: 10.1017/S0958344007000511.

 

Библиографическая ссылка на данную статью:

Ежова Т. В., Стуколова Е. А. Применение технологии blended learning в дистанционной форме [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2 (38). С. 204—222. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/15_38_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.38.15.