Акмеологическая концепция социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов: от теории к практике
Пак Любовь Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, lyubov-pak@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7321-506X
Кочемасова Любовь Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, lkochem@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4972-1047
Соколова Юлия Александровна, аспирант
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, yuliababushkina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4745-9903
Аннотация
В статье определены основные структурные элементы акмеологической концепции социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов. Систематизированы представления и взгляды об организации процессуально-действенных характеристик авторской концепции, отражающей понятийно-категориальное поле, ведущие идеи, закономерности и принципы, прогностическую модель, организационные условия, оценочные характеристики результативности исследования. Дан анализ проведенного широкомасштабного онлайн-анкетирования студентов российских вузов по выявлению проблемных областей будущей трудовой занятости, перспектив и реалий трудоустройства выпускников. Описан ход экспериментальной работы по минимизации выявленных рискогенных областей будущей первичной занятости студентов образовательных организаций высшего образования посредством реализации разнообразных профориентационных и мотивирующих методов и форм акмеологической направленности с позиции проекции теоретических положений авторской концепции на практическую область реализации в системе высшего образования. Представлена динамика сформированности культуры трудоустройства студентов как результата продуктивности внедрения основных структурных элементов акмеологической концепции социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов.
Ключевые слова
Акмеологическая концепция, структурные элементы авторской концепции, трудоустройство выпускников вузов, социально-педагогическое содействие, рискогенные области первичной занятости студентов, методы и формы акмеологической направленности, культура трудоустройства студентов.
Благодарности: Исследование выполнено по проекту «Акмеологическая концепция социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительные соглашения № 073-03-2021-044/1 от 30.06.2021 и № 073-03-2021-044/2 от 21.07.2021 к соглашению № 073-03-2021-044 от 18.01.2021).
Библиографическая ссылка на данную статью:
Пак Л. Г., Кочемасова Л. А., Соколова Ю. А. Акмеологическая концепция социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов: от теории к практике [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 4 (44). С. 373—389. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/19_44_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.44.19.
1. Борисова А. А., Киселева М. М. Обеспечение профильного трудоустройства выпускников вузов: зарубежный опыт, отечественная практика // Ректор вуза. 2015. № 1. С. 44—53.
2. Валеева М. А. Феноменология социально-педагогического содействия как методологического ресурса профессионально-личностного становления студента // Высшее образование сегодня. 2014. № 11. С. 67—71.
3. Власова К. Д., Щека Н. Ю. Вузовская система содействия трудоустройству выпускников // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 4. С. 102—105.
4. Волченко Л. Ю., Малютина С. А. Роль вуза в вопросах трудоустройства студентов // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29, № 2. С. 207—212. DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).207-212.
5. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. М., 2021. 219 с. URL: http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (дата обращения: 10.08.2022).
6. Евплова Е. В. Общесоциальный характер личностной и корпоративной конкурентоспособности будущего специалиста: результаты социологического исследования // Образование и наука. 2019. № 21 (2). С. 132—154. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-132-154.
7. Еремкин А. И., Худяков В. А., Савенкова Ю. С., Петренко В. О. Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 54—58.
8. Капичникова И. Ю., Никитина Е. А. Востребованность, трудоустройство и сопровождение профессиональной карьеры выпускников // Magister Dixit. 2011. № 1. С. 194—201.
9. Койкова А. С. Оценка влияния пандемии COVID-19 на занятость молодежи на рынке труда Российской Федерации // Бизнес. Общество. Власть. 2021. № 41. С. 96—111.
10. Малин С. В. Анализ деятельности центров содействия трудоустройству выпускников вузов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. С. 224—228.
11. Мальцев Д. В. Влияние качества образовательных услуг технического университета на трудоустройство выпускников // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 459—473. DOI: 10.32744/pse.2020.6.35.
12. Михайлова Т. А., Габриелян Я. С. Формирование готовности к трудоустройству у студентов вузов [Электронный ресурс] // Педагогика и просвещение. 2020. № 4. С. 86—95. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34329. DOI: 10.7256/2454-0676.2020.4.34329.
13. Охотников О. В., Казакова Ю. Е. Трудоустройство выпускников вуза как проблема системы российского образования // Вестник Уральского федерального университета. Сер. Экономика и управление. 2019. Т. 18, № 3. С. 431—449. DOI: 10.15826/vestnik.2019.18.3.022.
14. Пак Л. Г., Каменева Е. Г., Кочемасова Л. А. Ведущие идеи акмеологической концепции социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4 (40). С. 235—252. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/16_40_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.16.
15. Перечень поручений по итогам встречи с учащимися вузов по случаю Дня российского студенчества (утв. Президентом РФ 17.03.2021 № Пр-419) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации : сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/perechen-poruchenii-po-itogam-vstrechi-s-uchashchimisja-vuzov-po/ (дата обращения: 10.08.2022).
16. Пономарева М. С., Кожурова А. А., Дмитриев Н. А. Модель трудоустройства конкурентоспособного молодого специалиста (на примере Республики Саха (Якутия)) // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 152—163. DOI: 10.32744/pse.2020.4.10.
17. Правительство расширило программу стимулирования найма в рамках поддержки рынка труда. URL: http://government.ru/docs/45721/ (дата обращения: 10.08.2022).
18. Приказ Минтруда России № 648, Минобрнауки России № 1228 от 23.09.2020 «Об утверждении Комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году, в том числе в образовательные организации высшего образования и научные организации» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации : сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-n-648-minobrnauki-rossii-n-1228/ (дата обращения: 10.08.2022).
19. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2021 № 3581-р «Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации : сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-14122021-n-3581-r-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 10.08.2022).
20. Смолина Н. С. Технологии содействия трудоустройству выпускников вузов // Отечественный журнал социальной работы. 2019. № 1 (76). С. 167—182.
21. Социально-экономическое положение России (январь — май 2022 года) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-05-2022.pdf (дата обращения: 10.08.2022).
22. Тугускина Г. Н., Рожкова Л. В., Корж Н. В. Молодежь на рынке труда в современных условиях: проблемы трудоустройства и занятости // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4 (60). С. 67—77. DOI: 10.21685/2072-3016-2021-4-7.
23. Фомина В. Н., Гладкова И. А. Готовность выпускников вузов к самостоятельному трудоустройству как индикатор их актуализированности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 3. С. 29—36.
24. Шаляпина С. В. Организационно-педагогические условия содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов педагогического вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2021. 23 с.
25. Behle H. Students’ and graduates’ employability. A framework to classify and measure employability gain // Policy Reviews in Higher Education. 2020. Vol. 4, N 1. Р. 105—130. DOI: 10.1080/23322969.2020.1712662.
26. Clements A. J., Kamau C. Understanding students’ motivation towards proactive career behaviours through goal-setting theory and the job demands-resources model // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, N 12. Р. 2279—2293. DOI: 10.1080/03075079.2017.1326022.
27. Fulgence K. Modeling Employability Skills Development Programs using Systems Dynamics Perspective // Kywi Conference on Social Cybernetics. Bern, Switzeland. 2013. URL: https://www.researchgate.net/publication/283487527_Title_of_the_Poster_Modeling_Employability_Skills_Development_Programs_using_Systems_Dynamics_Perspective.
28. Kalufya N., Mwakajinga L. Employability of higher education institutions graduates: exploring the influence of entrepreneurship education and employability skills development program activities in Tanzania // Institute of Social Work Journal. 2016. Vol. 1, N 2. Р. 51—68.
29. Tymon А. The Student Perspective on Employability // Studies in Higher Education. 2011. Vol. 38, N. 6. Р. 841—856. DOI: 10.1080/03075079.2011.604408.