Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 4(48). С. 299—318

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 378.14.015.62

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.48.14

Оценка образовательных достижений бакалавров направления «Педагогическое образование» с использованием электронного портфолио в информационной среде вуза

 

Ольга Анатольевна Иманова, кандидат педагогических наук, доцент
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, romolga66@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0846-3101

Аннотация

В современном образовании остаются актуальными вопросы объективной и комплексной оценки уровня профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов. В статье представлены результаты исследования по использованию е-портфолио, реализуемого в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (ИППС СФУ), для оценки образовательных достижений с целью выявления уровня развития общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК) бакалавров в период обучения и в процессе прохождения государственной итоговой аттестации. Система e-портфолио является частью информационной среды Сибирского федерального университета и содержит наиболее полную информацию о достижениях студентов в различных видах деятельности. Образовательные достижения в контексте компетентностного подхода представлены как достигнутые результаты учебной, научной, профессиональной и общественной деятельности, демонстрирующие развитие профессиональных компетенций студентов за время обучения в вузе. Важным способом анализа собственного педагогического потенциала и выстраивания траектории его развития является профессиональная самооценка. Приводятся результаты самооценки уровня развития ОПК и ПК бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование».

Ключевые слова

е-портфолио, образовательные достижения, образовательные результаты, профессиональные компетенции, информационно-образовательная среда, педагогическое образование, комплексная оценка, самооценка.

Для цитирования:

Иманова О. А. Оценка образовательных достижений бакалавров направления «Педагогическое образование» с использованием электронного портфолио в информационной среде вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 4 (48). С. 299—318. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/14_48_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.48.14.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Алексеева О. В. Е-портфолио как инструмент оценивания учебных достижений бакалавров педагогики // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 84—86.
2. Алдошина А. Н. Динамика самооценки в процессе профессионального развития педагога // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3 (22). С. 208—209.
3. Андриенко О. А. К проблеме профессиональной самооценки современного педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 309—311.
4. Борисова У. С., Варламов И. И. Самооценка профессиональных компетенций педагогами сельских школ // Теория и практика общественного развития. 2017. № 6. С. 22—24.
5. Бурканова О. П., Янкина О. Е. Диагностика и оценка образовательных достижений студентов в педагогическом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2017. Ч. 1, № 6 (72). С. 186—189.
6. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы и практические приложения : учеб. для студ. пед. вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. Воронеж : Научная книга, 2014. 232 с.
7. Гриншкун В. В. Проблемы и пути эффективного использования технологий информатизации в образовании // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 34—47.
8. Закиева Р. Р., Сериков В. В. Проблемы модернизации высшей школы в формате компетентностного подхода // Образовательный вестник «Сознание». 2022. № 24 (6). С. 14—21. DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-6-14-21.
9. Заславская О. Ю. Влияние глобальных процессов информатизации на развитие современной системы образования в условиях цифровой экономики // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Информатизация образования. 2018. № 15 (3). С. 271—281. DOI: 10.22363/2312-8631-2018-15-3-271-281.
10. Зуева Ю. В. Развитие профессиональной самооценки педагога // Методист. 2017. № 3. С. 17—19.
11. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 43—52.
12. Игнатьев В. П., Варламова Л. Ф., Дарамаева А. А. Компетентностный подход: проблемы и решения // Преподаватель XXI век. 2022. № 2-1. С. 34—45. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-34-45.
13. Игнатьева Е. Ю. Оценивание образовательных результатов школьников как обучающая стратегия // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 3 (23). С. 71—83. DOI: 10.15393/j5.art.2018.4067.
14. Игонина Е. В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей : автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 28 с.
15. Иманова О. А. Оценивание профессиональной компетентности студентов направления подготовки «Педагогическое образование» с использованием электронного портфолио // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1 (33). С. 197—209. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/18_33_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.33.18.
16. Иманова О. А. Освоение технологии электронного портфолио будущими педагогами-тьюторами в условиях дистанционного обучения // Информатика и образование. 2021. Т. 36, № 7. С. 46—53. DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-7-46-53.
17. Иманова О. А., Смолянинова О. Г. Оценивание профессиональных компетенций магистров педагогики средствами электронного портфолио // Информатика и образование. 2023. Т. 38, № 1. С. 45—54. 10.32517/0234-0453-2023-38-1-45-54.
18. Колобова Л. В. Портфолио как инструмент развития самооценки обучающегося // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 150—153.
19. Коршунова О. В., Ракипова М. Ш. Оценивание образовательных достижений студентов вузов в контексте праксеологического подхода // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 24—38. DOI: 10.32744/pse.2020.1.2.
20. Кубанов Р. А. Новые тенденции в оценивании учебных достижений студентов в современном университете // Бизнес-образование в экономике знаний. 2016. № 3. С. 32—36.
21. Лапенок М. В. Подготовка учителей к созданию и использованию электронных ресурсов для информационной среды образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 36—41.
22. Лапчик М. П., Рагулина М. И., Федорова Г. А., Гайдамак Е. С. Образовательные порталы педагогического университета как компонент интегрированной информационно-образовательной среды региона // Педагогическая информатика. 2015. № 4. С. 16—23.
23. Новикова Т. Г., Федотова Е. Е. Оценивание с помощью портфолио и изменение концепции деятельности школы, содержания и методов обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С. 6—11.
24. Панченко Т. В. Условия внедрения технологии электронного портфолио в контексте требований ФГОС ВО // Дискуссия. 2016. № 9 (72). С. 82—87.
25. Петренко Е. А. Современные подходы к оценке общих компетенций и основные проблемы их диагностирования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 4. С. 102—109.
26. Пинская М. А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения : дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 194 с.
27. Прыгин Г. С. Особенности самооценки профессиональных компетенций педагогами, имеющими разные типы субъектной регуляции // Казанский педагогический журнал. 2014. № 4 (105). С. 128—137.
28. Смолянинова О. Г. Оценивание образовательных результатов в течение всей жизни: электронное портфолио. Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2016. 360 с.
29. Смолянинова О. Г., Иманова О. А. Электронный портфолио как средство поддержки интерактивного взаимодействия в информационно-образовательной среде // Информатика и образование. 2014. № 1. С. 12—17.
30. Тазутдинова Э. Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности : дис. … канд. пед. наук. Казань, 2010. 200 с.
31. Федорова Г. А. Профессиональное развитие педагогов в условиях интегрированной информационно-образовательной среды «школа — педвуз» : дис. … д-ра пед. наук. Омск, 2016. 371 с.
32. Фиофанова О. А. Стандарты цифровой образовательной среды и архитектура данных в образовании // Вестник МГПУ. Сер. Информатика и информатизация образования. 2022. № 1 (59). С. 37—46. DOI: 10.25688/2072-9014.2022.59.1.04.
33. Шапошников Е. В., Горденко Д. В., Гальвас А. В. Оценивание образовательных достижений субъекта образовательной сферы (обучаемого) в условиях современного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19525.
34. Шестакова Д. В. Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе : дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2012. 168 с.