Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 4(48). С. 319—342

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.48.15

О системе пунктуационно-синтаксических упражнений для изучения вставных конструкций на базовом и расширенном уровнях

 

Владислав Евгеньевич Картин, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, cartin.v@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6229-1147

Аннотация

В статье рассмотрена практическая методика изучения вставных конструкций на материале специальных и аспектных упражнений из раздела «Простое осложненное предложение. Предложения с вставными конструкциями» учебников для 8 класса, выпускаемых для общеобразовательных учреждений. С опорой на методические труды и вузовские учебники по методике русского языка сделан вывод о том, что в рассматриваемых учебниках в целом представлены разные группы и виды упражнений, выработанных в методике пунктуации. На примере типичных упражнений показана их роль в формировании коммуникативных навыков. Новизна исследования связана с разработкой дополнительной системы упражнений, связанной со вставками-ссылками.

Ключевые слова

Русский язык, школьный учебник, методика пунктуации, упражнения, вставные конструкции, вводные конструкции, сравнительный анализ, новизна, вставки-ссылки, классические упражнения.

Для цитирования:

Картин В. Е. О системе пунктуационно-синтаксических упражнений для изучения вставных конструкций на базовом и расширенном уровнях // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 4 (48). С. 319—342. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/15_48_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.48.15.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Абазова-Слонова Р. Э. Типология вставных конструкций в современных СМИ // Актуальные вопросы филологических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2013 г.). Чита : Молодой ученый, 2013. С. 79—84. URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/80/3988/ (дата обращения: 25.02.2023).
2. Абакумов С. И. Методика пунктуации. М. : Учпедгиз, 1954. 119 c.
3. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М. : Высшая школа, 1990. 168 с.
4. Акимова Г. Н., Иванова Ю. Н. Вставные конструкции с экспрессивным значением в русском языке // Вестник Ленинградского университета. Сер. 2, История, языкознание, литературоведение. 1990. Вып. 3. С. 65—71.
5. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. М. : ВЛАДОС, 2004. 316 с.
6. Аникин А. И. Вводные слова и их соотношения с структурно-семантическими категориями слов в современном русском языке // Ученые записки МГПИ. М., 1958. Т. 132. С. 5—33.
7. Аникин А. И. Вставные конструкции как компонент предложения // Ученые записки МОПИ. М., 1967. Т. 197. С. 247—258.
8. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений: 5—9 классы. 11-е изд. М. : Просвещение, 2010. 46 с.
9. Богданова Е. С. Критерии отбора художественных текстов для формирования умений текстовой деятельности старших школьников на уроках русского языка // Человеческий капитал. 2016. № 3. С. 58—59.
10. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуационных правил. М. : Просвещение, 1972. 208 с.
11. Валгина Н. C. Активные процессы в современном русском языке : учеб. пособие. М. : Логос, 2001. 304 с.
12. Гавриленко И. И. Дополнительная информация в научных текстах: семантические, синтаксические и просодические особенности (на материале русского языка) : дис. … канд. филол. наук. М., 2004. 275 с.
13. Голубева И. В., Губарева О. И. Анализ использования вставных конструкций в речи современных школьников // Интернаука. 2022. № 1—2. С. 82—84.
14. Григорян Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе : учеб. пособие. М. : Педагогика, 1982. 121 с.
15. Деренько Л. О. Вставные конструкции эмоционального характера в современной актуализирующей прозе // Русский язык: исторические судьбы и современность : Секция ХI. Грамматика русского текста : III Междунар. конгресс исследователей русского языка (20—23 марта 2007 г.). М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. С. 307—308.
16. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. М. : МПГУ, 2019. 212 с.
17. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. Научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений (конференция методистов-русистов в МПГУ) // Мир русского слова. 2007. № 1—2. С. 112—113.
18. Дудников А. В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. М. : Учпедгиз, 1963. 439 с.
19. Зуев Д. Д. Проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника. М. : Просвещение, 1974. Вып. 1. С. 28—46.
20. Картин В. Е. Становление правил выбора скобок разного начертания как средства пунктуационного оформления вставных конструкций в предложениях и текстах на русском языке // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2021. № 3. С. 14—19.
21. Кулаковский М. Н. Актуальные аспекты исследования вставных конструкций в художественном тексте // Культура. Литература. Язык : материалы 73-й Междунар. науч. конф. / науч. ред. М. Ю. Егоров. Ярославль : ЯГПУ, 2019. С. 10—14.
22. Кулаковский М. Н. Вставные конструкции в современном художественном тексте: традиции и новые тенденции функционирования // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1, № 2. С. 138—142.
23. Литвинко Ф. М. Методика преподавания русского языка в школе : учеб. пособие. Минск : Вышэйшая школа, 2015. 448 с.
24. Ломизов А. Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации : пособие для учит. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 1986. 93 с.
25. Львова С. И. Учебник русского языка как основа образования, развития и воспитания современного школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 63—70.
26. Ляпон М. В. Вставная конструкция // Русский язык : энцикл. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая российская энциклопедия : Дрофа, 1997. 79 с.
27. Меркушева О. В. Вставные конструкции как инструмент реализации субъективно-авторской модели повествования: на материале прозы А. И. Солженицына : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2002. 20 с.
28. Методика преподавания русского языка в школе : учеб. для студ. / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; ред. М. Т. Баранов. М. : Академия, 2001. 368 с.
29. Михайловская Г. А. Лингводидактические основы формирования коммуникативно-речевых умений в процессе обучения русскому языку. Киев : Издат. центр ОАО УКРНИИПСК, 1999. 199 с.
30. Мишина К. И. Изучение грамматической основы простого предложения // Русский язык в школе. 1985. № 5. С. 56—64.
31. Насер Н. Э., Рыбачева Л. В. Экспрессивный потенциал вставных конструкций в современной публицистике // Студенческая наука как ресурс инновационного потенциала развития : сб. VII Междунар. студ. науч. конф. М. : Ин-т междунар. обр., 2018. С. 3—5.
32. Острикова Т. А., Картин В. Е. Проблемы лингвометодического предъявления темы «Вставные конструкции» в учебниках по русскому языку 1980—2010-х годов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 4 (44). С. 356—372. URL: http://vestospu.ru/archive/2022/articles/18_44_2022.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.44.18.
33. Острикова Т. А., Федулова А. Г., Кудряшова Н. В. Точка орфографическая, пунктуационная, предписная, нулевая (к вопросу расширенного изучения в школе небуквенных текстовых знаков русского письма) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1 (45). С. 244—259. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/16_45_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.45.16.
34. Пахнова Т. М. Русский язык. 11 класс: базовый уровень : учеб. 5-е изд., стер. М. : Дрофа, 2018. 333 с.
35. Пешковский А. М. Школьная и научная грамматика: опыт применения научно-грамматических принципов к школьной практике. 2-е изд., испр. и доп. с прилож. доклада: «Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания», читан. на 1-м Всерос. съезде преподавателей рус. языка сред. школ в Москве. М. : Лит.-изд. отдел Нар. комиссариата по просв., 1918. 125 с.
36. Поздняков Н. С. Методика преподавания русского языка. М. : Учпедгиз, 1955. 304 с.
37. Преподавание русского языка в V—VII классах. Синтаксис : метод. пособие / ред. В. А. Добромыслов. М. : АПН, 1960. 360 с.
38. Прияткина А. Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения. М. : Высшая школа, 1990. 176 с.
39. Русский язык. 7 класс : учеб. : в 2 ч. Ч. 1 / А. Д. Дейкина, Т. П. Малявина, О. Н. Левушкина [и др.]. М. : Просвещение, 2021. 146 с.
40. Русский язык : учеб. для 7 класса общеобраз. орг. : в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева, Т. М. Воителева ; ред. Е. А. Быстрова. М. : Русское слово, 2019. 206 с.
41. Русский язык. 8 класс : учеб. для общ. орг. / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. М. : Просвещение, 2013—2016. 223 с.
42. Русский язык. 8 класс : учеб. для общ. орг. / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова ; науч. ред. Н. М. Шанский. М. : Просвещение, 2014. 271 с.
43. Русский язык. 8 класс : учеб. для общ. учр. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов ; ред. М. М. Разумовская, П. А. Лекант. М. : Дрофа, 2018. 270 с.
44. Русский язык. 8 класс : учеб. для общ. учр. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов [и др.]. 34-е изд. М. : Просвещение, 2011. 239 с.
45. Русский язык. 8 класс : учеб. для общ. учр. : в 2 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов. 8-е изд., перераб. М. : Мнемозина, 2012. 285 с.
46. Русский язык. Практика. 8 класс : учеб. для общ. учр. / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова [и др.] ; науч. ред. Ю. С. Пичугов. 18-е изд., стер. М. : Дрофа, 2012. 268 с.
47. Русский язык. 8 класс / Д. Н. Чердаков, А. И. Дунев, Е. И. Казакова [и др.]. М. : Просвещение, 2022. 160 с.
48. Русский язык. Теория. 5—9 классы: предпрофильное обучение : учеб. / В. В. Бабайцева. 10-е изд., стер. М. : Дрофа, 2012. 414 с.
49. Русский язык. Практика. 9 : учеб. / Ю. С. Пичугов [и др.] ; ред. Ю. С. Пичугов. 3-е изд., стер. М. : Дрофа, 2016. 301 с.
50. Русский язык. 9 класс : учеб. / А. Д. Шмелев, Э. А. Флоренская, С. Н. Митюрев [и др.] ; ред. А. Д. Шмелев. 8-е изд., стер. М. : Просвещение, 2022. 397 с.
51. Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф. (25—26 марта 2021 г.) / отв. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко. М. : МПГУ, 2021. 502 с.
52. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи : учеб. пособие. М. : Просвещение, 1984. 159 с
53. Фирсов Г. П. Об изучении синтаксиса и пунктуации в школе : (Науч. обоснование работы над интонацией) / Ин-т общего и политех. образования. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. 176 с.
54. Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация : учеб. для пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1966. 296 с.