Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 2(50). С. 308—329

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 371.3-048.32:81’243:373.3

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2024.50.18

Опыт усовершенствования методики обучения студентов проектированию урока иностранного языка в начальной школе в соответствии с ФГОС-2021

 

Людмила Геннадьевна Галинова, учитель иностранного языка, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, liudmilabecker@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2106-2249

Аннотация

В статье обоснована необходимость развития вузовской методики обучения планированию уроков иностранного языка в начальной школе в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Для решения данной проблемы разработана усовершенствованная методика обучения будущих учителей иностранного языка проектированию урока. Представлен экспериментальный опыт обучения студентов составлению вводной части проекта урока по обновленной в соответствии с федеральной рабочей программой 2023 г. тематико-целевой матрице. Изложены планы и опыт проведения цикла практикумов с применением интерактивных методов обучения. Даны примеры полного и краткого наполнения вводной, а также основной частей проекта урока.

Ключевые слова

Планирование, проект урока, тематика урока, цель урока, задачи урока, начальная школа, методика обучения иностранному языку, методическая подготовка студентов, коммуникативно- деятельностный подход.

Для цитирования:

Галинова Л. Г. Опыт усовершенствования методики обучения студентов проектированию урока иностранного языка в начальной школе в соответствии с ФГОС-2021 // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 2 (50). С. 308—329. URL: http://vestospu.ru/archive/2024/articles/50/18_50_2024.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2024.50.18.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин, практик по основной профессиональной образовательной программе 44.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль): Дошкольное образование. Иностранный язык. Год набора: 2018. Форма обучения: очная. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2022. 37 с.
2. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин, практик по основной профессиональной образовательной программе 44.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль): Начальное образование, Иностранный язык. Год набора: 2018. Форма обучения: очная. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2022. 114 с.
3. Безрукова А. В. Методика раннего обучения английскому языку: учебно-методический комплекс по дисциплине : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2021. 108 с.
4. Беккер Л. Г. Дидактические основы проектирования уроков по русскому языку в средней общеобразовательной школе // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2020. № 4 (34). С. 84—93.
5. Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трунбаева Н. Н. Enjoy English. Английский с удовольствием : учебник для 3-го класса общеобразовательных учреждений. М. : АСТ, 2016. 144 с.
6. Бижова И. А. Планирование учебного процесса и проектирование современного урока иностранного языка : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2020. 104 с.
7. Галинова Л. Г. Дидактический анализ Вольфганга Клафки как основа планирования урока // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2022. № 1 (39). С. 128—134.
8. Гильдебрант О. С. Технологическая карта урока немецкого языка в 4 классе по теме «Любимые предметы в школе» // Поиск : научно-методический журнал. Абакан, 2016. № 4 (56). С. 67—68.
9. Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М. : Народное образование, 2004. 352 с.
10. Кальментьева М. Д. Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме «Погода» // Развитие навыков XXI века в современном языковом образовании : сб. материалов конкурса методических работ среди студентов, магистрантов, учителей, педагогов, сотрудников образовательных учреждений в области иностранных языков. 2023. Воронеж : Воронежский гос. пед. ун-т, 2023. С. 85—90.
11. Колесников А. А. К вопросу о взаимосвязи цели, содержания и результатов обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2022. № 2. С. 13—21.
12. Колесников А. А. Обучение студентов проектированию и презентации технологической карты урока иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2021. № 12. С. 49—56.
13. Кутяева О. М., Амзаракова И. П., Борисова И. В. Семь шагов к профессии учителя иностранных языков : практикум. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2023. 104 с.
14. Лопатина М. Е. Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Улицы города. Какие они?» // Поиск : научно-педагогический журнал. Абакан, 2016. № 4 (56). С. 69—70.
15. Марченко Т. П. Технологическая карта урока — что это такое? // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2020. № 2 (30). С. 14—20.
16. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность : коллект. моногр. / [А. А. Миролюбов и др.] ; под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск : Титул, 2010. 464 с.
17. Основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль) обр. программы: Дошкольное образование. Иностранный язык. Форма обучения: очная. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2022. 20 с.
18. Острикова Т. А., Беккер Л. Г. Типичные ошибки в целевом блоке вводной части двухчастных проектов уроков по языковым учебным предметам // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 4 (40). С. 218—234. http://vestospu.ru/archive/2021/articles/15_40_2021.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.15.
19. Острикова Т. А., Галинова Л. Г. Тематико-целевая матрица для планирования вводной части проектов уроков по иностранному (немецкому) языку // Иностранные языки в школе. 2022. № 8. С. 43—50.
20. Попова Е. М. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иноязычному общению в языковом вузе // Modern Science. 2019. № 10-2. С. 279—282.
21. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.10.2013. № 544 н. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec (дата обращения: 11.01.2023).
22. Птицына Н. А. Подготовка будущего учителя к педагогическому проектированию : автореф. дис. … канд. пед. наук. Тула, 2009. 23 с.
23. Раицкая Г. В. Особенности планирования уроков // Начальная школа. 2016. № 2. С. 49—54.
24. Савина А. С. Технологическая карта урока по английскому языку // Вопросы педагогики. 2022. № 6-2. С. 19—25.
25. Учебный план по программе бакалавриата по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили: Дошкольное образование. Иностранный язык. Год набора: 2018. Форма обучения: очная. Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2022. 9 с.
26. Федеральная рабочая программа начального общего образования Иностранный (английский) язык (для 2—4 классов образовательных организаций) / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования». М., 2023. 142 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 22.02.2018. № 125. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/ (дата обращения: 15.09.2022).
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31.05.2021. № 286. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 25.10.2022).
29. Яловенко Н. В. Сценарный план урока по предмету «Второй иностранный язык (немецкий язык)» на тему „Das Essen auf unserem Tisch“. 6 класс // Педагогический поиск. Курск, 2020. № 1. С. 41—44.
30. Ясюкевич Е. М. Технологическая карта урока английского языка «Здоровый образ жизни. Секреты долголетия» // Современное образование Витебщины. 2020. № 3 (29). С. 53—59.
31. Bimmel P., Kast B., Neuner G. Deutschunterricht planen. Arbeit mit Lehrwerkslektionen. Goethe-Institut, 2003. 176 S.
32. Deutsch lehren lernen. Bd. 6. Curriculare Vorgaben und Unterrichtsplanung / K. Ende, R. Grotjahn, K. Kleppin, I. Mohr. München : Klett-Langenscheidt, 2013. 153 S.
33. Klafki W. Didaktische Analyse als Kern der Unterrichtsvorbereitung Hannover // Roth H. und Blumenthal A. (Hrsg.): Auswahl Reihe A, Heft 1 — Grundlegende Aufsätze aus der Zeitschrift „Die Deutsche Schule“, 1964. S. 5––34.