Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 2(50). С. 330—354

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2024.50.19

Блочное проектирование цикла уроков по русскому языку с актуализацией вариативной методики пунктуации (на материале темы «Вставные конструкции», 8 класс)

 

Владислав Евгеньевич Картин, аспирант, учитель русского языка и литературы
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, cartin.v@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6229-1147

Аннотация

В статье представлен (с учетом требований ФГОС и ФООП) опыт вариантного проектирования блока (цикла) уроков русского языка по пунктуационно-синтаксической теме «Вставные конструкции». Блочный подход к поурочному планированию небольшого цикла уроков позволяет учителю лучше осознать лингвометодическое наполнение и преемственно-перспективные связи каждого отдельного урока, выбрать систему разноуровневых обучающих и диагностических работ, чтобы обеспечить достижение предметных результатов по учебному предмету «Русский язык».

Ключевые слова

Синтаксис, пунктуация, вставные конструкции, пунктограмма, кавычки, скобки, учебные задачи, функциональная грамотность.

Для цитирования:

Картин В. Е. Блочное проектирование цикла уроков по русскому языку с актуализацией вариативной методики пунктуации (на материале темы «Вставные конструкции», 8 класс) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 2 (50). С. 330—354. URL: http://vestospu.ru/archive/2024/articles/50/19_50_2024.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2024.50.19.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Аникин А. И. Лексико-семантические средства связи вставных конструкций с основной частью предложения // Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. М. : Просвещение, 1987. 256 с.
2. Бабайцева В. В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М. : Просвещение, 2009. 234 с.
3. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5—9 классы. Предпрофильное обучение : учеб. 10-е изд., стер. М. : Дрофа, 2012. 416 с.
4. Бархин К. Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе : учеб. для высш. пед. учеб. заведений. М. : Учпедгиз, 1937. 307 с.
5. Белошапкова В. А. Современный русский язык. Синтаксис : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 1977. 248 c.
6. Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе : пособие для учителей. М. : Просвещение, 2008. 176 с.
7. Бондаренко М. А. Русский язык. 8 класс. Методическое пособие к учебнику С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др. «Русский язык. 8 класс». М. : Просвещение, 2023. 96 с.
8. Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс : учеб. пособие для общеобр. организаций. М. : Просвещение, 2020. 237 с.
9. Валгина Н. С. Современный русский язык. Пунктуация. М. : Высшая школа, 2009. 250 с.
10. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) : учеб. пособие для вузов / отв. ред. Г. А. Золотова. 3-е изд., испр. М. : Высшая школа, 2006. 459 с.
11. Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе : учеб. пособие. М. : Просвещение, 2003. 500 с.
12. Глебова Е. Ф. Системный подход к процессу обучения синтаксису в средней школе : учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. М. : МГПИ, 1982. 92 c.
13. Егорова Н. В. В помощь школьному учителю: Поурочные разработки по русскому языку. М. : ВАКО, 2021. 257 с.
14. Картин В. Е. О системе пунктуационно-синтаксических упражнений для изучения вставных конструкций на базовом и расширенном уровнях // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 4 (48). С. 319—342. URL: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/15_48_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.48.15.
15. Картин В. Е. Становление правил выбора скобок разного начертания как средства пунктуационного оформления вставных конструкций в предложениях и текстах на русском языке // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2021. № 3. С. 14—19.
16. Комиссарова Л. Ю., Курцева З. И., Текучева И. В. Русский язык. 8 класс. Методическая тетрадь для учителя. 4-я четверть. М. : [Ин-т стратегии развития образования], 2022. 72 с.
17. Кустова Г. И., Мишина К. И., Федосеев В. А. Синтаксис современного русского языка : учеб. пособие для вузов. М. : Академия, 2005. 254 с.
18. Основы методики русского языка в 4—8 классах / ред. A. B. Текучева [и др.]. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2003. 190 с.
19. Острикова Т. А. Методика изучения узкого орфографического правила : тренинг-пособие по вариативной методике. Абакан : Хакасское книжное изд-во, 2004. 24 с.
20. Русский язык. 5 класс : учеб. : в 2 ч. Ч. 1 / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.]. М. : Дрофа, 2022. 159 с.
21. Русский язык. 8 класс : учеб. / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич, И. Н. Добротина, А. В. Григорьев. М. : Просвещение, 2022. 256 с.
22. Русский язык. 8 класс : учеб. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов [и др.]. 5-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2023. 287 с.
23. Студнева А. И. Из наблюдений над функционально-семантическим соотношением вводных и вставных предложений // Ученые записки МОПИ. М., 1967. Т. 197. С. 259—270.
24. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе : учеб. 3-е изд., перераб. М. : Просвещение, 1980. 414 с.
25. Теория и практика обучения русскому языку : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина [и др.] ; ред. Р. Б. Сабаткоев. М. : Академия, 2005. 320 с.
26. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Русский язык (для 5—9 классов образовательных организаций). URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_5-9-классы.pdf?ysclid=lsr5nsmjn6841617206 (дата обращения: 18.02.2024).
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 18.02.2024).
28. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза : Из опыта работы школ г. Донецка. М. : Педагогика, 1980. 94 с.
29. Шаталов В. Ф. Точка опоры [Об экспериментальной методике преподавания]. М. : Педагогика, 1987. 158 с.