Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 3(51). С. 303—323

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 372.881.161.1

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2024.51.19

Лингвометодическое обеспечение полиаспектного изучения союзов в свете лексикографического портретирования служебных частей речи (7 класс)

 

Татьяна Александровна Острикова, доктор педагогических наук, профессор
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, t.a.ostrikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9560-9385

Анастасия Владимировна Саранчина, аспирант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, osen2020@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-1064-9553

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты лингвометодического (теоретического и практического) предъявления союзов в специальных морфологических разделах пяти учебников для 7 класса по предмету «Русский язык», включенных в федеральные перечни учебников 2000—2020-х гг. Выявлены состояние и дефициты реализованного в них традиционного методического обеспечения полиаспектного (разноаспектного) изучения союзов на основе внутрипредметных связей морфологии с другими языковыми разделами учебного курса русского языка — основными (синтаксисом, пунктуацией, лексикой, орфографией) и дополнительными (фонетикой, орфоэпией, лексикографией, фразеологией, теорией текста, стилистикой). Обоснована целесообразность включения в арсенал методических средств такого средства обучения, как лексикографическое портретирование, т.е. комплексное полиаспектное описание конкретных союзов в лингводидактических целях. Для педагогов-русистов разработан образец лексикографического портрета (полиаспектного паспорта) союза то… то.

Ключевые слова

Русский язык в школе, языковой аспект, языковой раздел, лексика, лексикография, грамматика, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация, союз как служебная часть речи, учебник, лексикографический компонент в методике морфологии.

Для цитирования:

Острикова Т. А., Саранчина А. В. Лингвометодическое обеспечение полиаспектного изучения союзов в свете лексикографического портретирования служебных частей речи (7 класс) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 3 (51). С. 303—323. URL: http://vestospu.ru/archive/2024/articles/51/19_51_2024.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2024.51.19.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы : учеб. М. : Дрофа, 2012. 319 с.
2. Бадмаева В. И. Формирование пунктуационных навыков в условиях изучения грамматики // Педагог-профессионал в школе будущего : материалы V Всерос. молодежной конф. Чебоксары, 2022. С. 171—174.
3. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. [и др.]. Русский язык. 7 класс : учеб. : в 2 ч. Ч. 2. М. : Просвещение, 2019. 143 с. 
4. Бычков В. И. Лингводидактические основы изучения союзов русского языка в чувашской школе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2000. 18 с.
5. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 2-е изд. М. : Высшая школа, 1972. 614 с.
6. Вопросы сопоставительной аспектологии. Вып. 1. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. 195 с.
7. Горобец Л. Н. Современный урок русского языка в поликультурном образовательном пространстве : учеб.-метод. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Армавир : РИО АГПУ, 2019. 128 с.
8. Грамматика русского языка : в 2 т. / ред. В. В. Виноградов [и др.]. Т. 1. М. : ИРЯ АН СССР, 1960. 719 с.
9. Еремеева А. П. Об изучении темы «Союз» в 7 классе по учебному комплексу // Русский язык в школе. 1994. № 5. С. 31—34.
10. Завьялов В. Н. Морфологические и синтаксические аспекты описания структуры союзов. Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2018. 242 с.
11. Завьялов В. Н. Союз «то… то» как объект лексикографического портретирования. Хабаровск : ДФГГУ, 2018. 128 с.
12. Криворотова Э. В. Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития : дис. … д-ра пед. наук. М. : МПГУ, 2007. 428 с.
13. Лавров Н. А. Изучение неизменяемых частей речи в 5—8 классах : метод. пособие. М. : Просвещение, 1968. 256 с.
14. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе : учеб. пособие. М. : Академ. проект, 2006. 590 с.
15. Методика преподавания русского языка в школе : учеб. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. А. Ипполитова, М. Р. Львов ; ред. М. Т. Баранов. М. : Академия, 2000. 368 с.
16. Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Распоряжение Пр-ва РФ от 09.04.2016, № 637-р. URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf (дата обращения: 29.07.2022).
17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Мин-ва просвещения РФ от 31.05.2021, № 287. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 29.07.2022).
18. Обучение русскому языку / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская, Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько ; ред. Е. А. Быстрова. М. : Дрофа, 2004. 240 с.
19. Острикова Т. А. Теория и практика методики обучения русскому языку: непрерывный курс : практикум. Абакан : ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2009. 103 с.
20. Панова Г. И. Морфология современного русского литературного языка : учеб. пособие. М. : Юрайт, 2022. 564 с.
21. Пименова С. Н., Еремеева А. П., Купалова А. Ю. Русский язык. Практика. 7 класс. М. : Дрофа, 2012. 253 с.
22. Прияткина А. Ф. Об отличии союза от других связующих слов // Русский язык в школе. 1977. № 4. С. 102—106.
23. Прияткина А. Ф. Русский синтаксис в грамматическом аспекте (Синтаксические связи и конструкции) : Избр. тр. Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2007. 390 с.
24. Прияткина А. Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения. М. : Высшая школа, 1990. 176 с.
25. Прокопович Н. Н. Изучение морфологии русского языка в школе : пособие для учит. 2-е изд. М. : Учпедгиз, 1956. 356 с.
26. Русская грамматика : в 2 т. / Н. С. Авилова, А. В. Бондаренко, Е. А. Брызгунова [и др.] ; гл. ред. Н. Ю. Шведова. Т. 1 : Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. М. : Наука, 1980. 783 с.
27. Русский язык. 7 класс : учеб. / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская [и др.]. 2-е изд. М. : Просвещение, 2014. 207 с.
28. Русский язык. 7 класс : учеб. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. М. : Дрофа, 2019. 288 с.
29. Рябченко Н. Н. Методика изучения явлений переходности в системе частей речи на уроках русского языка // Новые импульсы: вопросы научных исследований : материалы 2-й междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2020. С. 298—305.
30. Сергиевский А. П. Сопоставление как средство обобщающего повторения орфографического материала в средней школе : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1964. 24 с.
31. Словарь служебных слов русского языка / отв. ред. Е. А. Стародумова ; А. Ф. Прияткина, Е. А. Стародумова, Г. Н. Сергеева, Г. Д. Зайцева, Е. С. Шереметьева, О. Т. Окатова, И. Н. Токарчук, Г. М. Крылова, Т. А. Жукова, Т. В. Петроченко, В. Н. Завьялов. Владивосток : ДВГУ, 2001. 363 с.
32. Служебные слова в лексикографическом аспекте / Е. А. Стародумова, В. Н. Завьялов, Е. С. Шереметьева [и др.]. Владивосток : ДВФУ, 2017. 377 с.
33. Стародумова Е. А. Частицы русского языка (разноаспектное описание). Владивосток : Изд-во Владивостокского ун-та, 2002. 292 с.
34. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2023 году в Республике Хакасия. URL: https://ipk19.ru/kachestvo-obrazovaniya/otsenka-kachestva-obrazovaniya/gia-2023/statistiko-analiticheskij-otchet-o-rezultatah-gia-11---2023.pdf (дата обращения: 20.05.2024).
35. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (морфологический аспект). М. : Просвещение, 1990. 142 с.
36. Ускова И. В., Шамчикова В. М., Макаров М. И. Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования : метод. пособие / ред. И. В. Ускова. М. : ИСРО РАО, 2021. 200 с.
37. Федеральная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык». Одобрена решением фед. учеб.-метод. объединения по общему образованию (протокол 3/21 от 27.09.2021). URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Russkij_yazik_ proekt_.htm (дата обращения: 29.07.2022).
38. Федеральный перечень учебников. Утв. приказом Мин-ва просвещения РФ от 21.09.2022, № 858. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405490287/ (дата обращения: 17.03.2024).
39. ФИПИ: Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности. Русский язык / Р. А. Дощинский, С. Л. Иванов, И. П. Цыбулько ; ФГБНУ «ФИПИ». М., 2023. URL: https://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-dlya-slabykh-shkol/russki_yaz_mr_oo.pdf (дата обращения: 20.05.2024).
40. Холодов Н. Н. За древними тайнами русского слова «И» — тайны иных масштабов. 2-е изд., испр. и доп. Иваново : Ивановский гос. ун-т, 2015. 136 с.
41. Черкасова Е. Т. Русские союзы неместоименного происхождения. Пути и способы их образования. М. : Наука, 1973. 221 с.
42. Чеснокова Л. Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора : учеб. пособие. М. : Высш. шк., 1991. 191 с.
43. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка / ред. и примеч. Е. Истриной. Вып. 2 : Учение о частях речи : дополнения. Л. : АН СССР, 1927. 212 с.
44. Шмелев А. Д., Флоренская Э. А., Савчук Л. О., Шмелева Е. Я. Русский язык: 7 класс : учеб. / ред. А. Д. Шмелев. М. : Вентана-Граф, 2016. 400 с.