Потенциал научно-методических центров сопровождения педагогических работников как ресурс развития педагогических университетов
Инна Валентиновна Головина, кандидат химических наук, доцент, начальник управления взаимодействия с педагогическими вузами
Государственный университет просвещения, Москва, Россия, igolovina1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5341-8537
Галина Александровна Папуткова, доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника управления взаимодействия с педагогическими вузами
Государственный университет просвещения, Москва, Россия, pag549@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5455-7045
Татьяна Юрьевна Медведева, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела управления взаимодействия с педагогическими вузами
Государственный университет просвещения, Москва, Россия, ttancher@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9117-8944
Аннотация
В статье обсуждается вклад научно-методических центров сопровождения педагогических работников (далее — научно-методические центры) в направления интеграции университетов в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников (ЕФС). Рассматриваются особенности разработки и реализации в условиях университетов инновационных общественно значимых проектов с опорой на ресурсы образованных в их структуре научно-методических центров. Теоретическое исследование опирается на опыт участия университетов в реализации стратегических задач развития ЕФС, а также в системе мероприятий по повышению качества подготовки педагогических кадров. Обсуждаются условия и меры, содействующие развитию образовательного и научно-исследовательского потенциала университетов. Выделяются особенности организации функционирования научно-методических центров на базе педагогических университетов в целях совершенствования научно-методического обеспечения профессионального развития педагогов, а также профессиональной подготовки педагогических кадров.
Ключевые слова
Высшее педагогическое образование, педагогические университеты, образовательный и научно-исследовательский потенциал, научно-методические центры, единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Для цитирования:
Головина И. В., Папуткова Г. А., Медведева Т. Ю. Потенциал научно-методических центров сопровождения педагогических работников как ресурс развития педагогических университетов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2024. № 4 (52). С. 281—293. URL: http://vestospu.ru/archive/2024/articles/52/17_52_2024.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2024.52.17.
1. Алешина С. А., Ганаева Е. А., Муратова А. А. Интеграция педагогического вуза в образовательное пространство региона как условие профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 1 (20). С. 23—31.
2. Андреева Н. Н. Повышение мотивации педагогов к непрерывному развитию профессионально-личностных компетенций на основе рефлексивной технологии самоанализа // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 2. С. 150—158. DOI: 10.17759/bppe.2020170214.
3. Башманова Е. Л., Балашов О. Л., Трофименко Т. В. Условия успешной реализации воспитательного потенциала педагогического взаимодействия в сети Интернет // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 89—96.
4. Бездетко С. Н., Зак Г. Г., Каракулова Е. В., Труфанова Г. К. Готовность молодых педагогов к реализации инклюзивного образования: проблемы и пути их преодоления // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 122—130.
5. Болотов В. А., Рубцов В. В., Фрумин И. Д., Марголис А. А., Каспржак А. Г., Сафронова М. А., Калашников С. П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 13—28. DOI: 10.17759/pse.2015200503.
6. Бондаренко Т. Н., Латкин А. П. Роль практикоориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2012/6/462.pdf.
7. Бурлакова И. А., Клопотова Е. Е. Эффективность обучения в магистратуре глазами магистрантов // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20, № 2. С. 7—25. DOI: 10.17759/bppe.2023200201.
8. Васягина Н. Н., Шемпелева Н. И., Булатова Н. А. Региональный опыт организации и проведения конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог» в Свердловской области // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19, № 2. C. 20—28. DOI: 10.17759/bppe.2022190202.
9. Гапонова Ж. К., Никкарева Е. В., Пономарева М. Г. Современная литература для подростков как ресурс формирования функциональной грамотности: разработка дидактического инструментария в системе научно-методического сопровождения учителя-словесника // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 131—142.
10. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования за 2023 год // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf (дата обращения: 16.06.2024).
11. Егоренко Т. А. Подходы к психологическим детерминантам профессионального становления педагога на этапе обучения в вузе // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20, № 1. C. 8—17. DOI: 10.17759/bppe.2023200101.
12. Елисеев В. К., Дормидонтов Р. А., Коробова М. В., Романова Ю. В. Психологические и социальные детерминанты мотивации учения школьников группы риска школьной неуспешности // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 97—109.
13. Золотарева А. В., Байбородова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г. Обеспечение единства федеральной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров: возможности и риски // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 9. С. 12—43. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-9-12-43.
14. Исаев Е. И., Марголис А. А., Сафронова М. А. Психологический анализ компетентности учителя начальной школы в работе над предметными ошибками обучающихся // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 1. С. 5—24. DOI: 10.17759/pse.2023000002.
15. Келлер А. В., Валамат-Заде Н. Р., Алещенко В. В., Евтина Г. С., Максимович С. А., Шахгильдян Г. Ю. Настольная книга руководителя стратегического проекта: экспертное пособие для команды развития университета. М. : ФГАНУ «Социоцентр», 2023. 74 с.
16. Кохан Н. В. Ключевые управленческие компетенции: распознавание готовности и потенциала // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 81—88.
17. Луговая И. В., Ганаева Е. А., Муратова А. А. Проектирование адресной модели научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 26—37.
18. Марголис А. А. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации. М. : МГППУ, 2019. 336 с.
19. Марголис А. А., Сафронова М. А., Панфилова А. С., Шишлянникова Л. М. Итоги независимой оценки сформированности общепрофессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 1. С. 64—81. DOI: 10.17759/pse.2018230106.
20. Папуткова Г. А., Головина И. В., Медведева Т. Ю. Внедренческий потенциал научно-методических разработок // Глобальный научный потенциал. 2023. № 2 (143). С. 118—121.
21. Папуткова Г. А., Головина И. В., Медведева Т. Ю. Нормативно-содержательные аспекты деятельности научно-методических центров сопровождения педагогических работников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (175). С. 35—42.
22. Папуткова Г. А., Головина И. В., Медведева Т. Ю. Современные подходы к систематизации информационных научно-методических ресурсов // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. Статья 13. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-4-13.
23. Пискунова Е. В. Исследование дефицитов научно-методического сопровождения педагогов // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 9—17.
24. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2021 г. № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства “Приоритет-2030”» // Портал официального опубликования правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210040 (дата обращения: 16.06.2024).
25. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3fc484bc2dcf592bee7e324ca2bfda90/download/5420/?ysclid=lxlq9avv4k543800241 (дата обращения: 16.06.2024).
26. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» // Портал Правительства России. URL: http://government.ru/docs/all/141781/ (дата обращения: 16.06.2024).
27. Сорокова М. Г., Леонова О. И., Ботова Ю. Б., Пятаков Е. О. Организация независимой оценки психолого-педагогических программ и стандартизации психодиагностических инструментов в парадигме доказательного подхода // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 143—156.
28. Статистика организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) за 2023 год // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 16.06.2024).
29. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // ГАРАНТ.РУ : информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/?ysclid=lx51bbb4ip157342236 (дата обращения: 16.06.2024).
30. Халадов Х. А. С., Головина И. В., Карпухина А. А. Педагогические вузы — агенты прогрессивных изменений в образовании // Глобальный научный потенциал. 2022. № 10 (139). С. 203—206.
31. Шульга И. И. Педагогический технопарк: новые возможности в опережающем образовании будущих учителей // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 4 (23). С. 164—170.