Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 1(53). С. 267—285

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 37:316.614.5

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2025.53.18

Проектирование учебного курса «Моя семья»: аксиологический, содержательный и организационный аспекты

 

Елена Святославовна Богданова, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник
Институт изучения детства, семьи и воспитания, Москва, Россия, bogdanova@institutdetstva.ru, https://orcid.org/0000-0002-9426-3447

Александра Александровна Руднева, научный сотрудник
Институт изучения детства, семьи и воспитания, Москва, Россия, rudneva@institutdetstva.ru, https://orcid.org/0000-0003-1937-6190

Аннотация

В работе описаны социокультурные изменения, повлиявшие на состояние семьи в современном российском обществе, дан анализ демографических и духовно-нравственных проблем и связанных с ними государственных задач укрепления российской семьи и защиты детей, которые решаются в сфере образования. Изложены результаты исследования, посвященного вопросу формирования у молодежи ценностного отношения к семье и браку, подтверждена важность и востребованность курса семьеведческой направленности на уровне школьного образования. Авторы приходят к выводу о том, что в условиях единого образовательного пространства России необходимо принятие общих подходов к целеполаганию и отбору содержания материала по семьеведческому курсу, который базируется на традиционных ценностях многонационального российского общества. Анализ научной литературы, опыта работы региональных образовательных организаций в указанном направлении позволил выявить трудности и дефициты школ в техническом, кадровом, научно-методическом оснащении курса «Моя семья». Аксиологический аспект курса состоит в том, что в качестве методологической базы ценностный подход определен разработчиками курса как ведущий, определяющий его ценностно-смысловое содержание, ценностные доминанты и целевую ориентацию. Содержательный аспект курса представлен поэтапным проектированием его содержания от начальной до старшей школы. Он включает как знаниевый компонент, так и освоение практического (этико-нормативного, социально-демографического, лингвосоциокультурного и др.) опыта. Обоснован выбор разделов и тем при проектировании содержания курса («Готовность к созданию семьи», «Ценности и традиции семьи», «Возрасты семьи» и др.). Организационный аспект проектирования курса включает обоснование форм (беседа, групповое и фронтальное обсуждение и др.), методов и приемов (ценностно-смысловой анализ текстов, рефлексивный анализ собственного опыта семейной жизни, моделирование собственной будущей семьи и др.), дидактических средств (тексты нормативно-правовых, публицистических, художественных произведений, фрагменты кинофильмов и др.), позволяющих педагогу мотивировать школьников к осмыслению вопросов брака и семейного строительства, деторождения и воспитания детей, осознанию собственной готовности к созданию семьи.

Ключевые слова

Школьный курс внеурочной деятельности «Моя семья», семьеведение, семья, брак, деторождение, готовность к браку, традиционные семейные ценности, аксиологический аспект семьеведения, содержание, формы, методы, средства обучения семьеведению.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по проекту «Разработка курса “Семьеведение” для проведения занятий, направленных на формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и браку (для общеобразовательных организаций и организаций системы среднего профессионального образования)», IMLY-2024-0002, номер государственной регистрации 1023120700018-9-5.3.1

Для цитирования:

Богданова Е. С., Руднева А. А. Проектирование учебного курса «Моя семья»: аксиологический, содержательный и организационный аспекты // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2025. № 1 (53). С. 267—285. URL: http://vestospu.ru/archive/2025/articles/53/18_53_2025.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2025.53.18.


Полный текст в формате PDF

 

Список использованных источников

1. Анжельская И. В. Семья как важнейший инструмент национальной целостности и безопасности государства // Гуманитарные проблемы современности: человек и общество. 4-е изд., расшир. и доп. Новосибирск : Центр развития научного сотрудничества, 2018. Кн. 29. С. 91—113.
2. Воронова А. А., Татусь В. Н. Духовно-нравственные основы семьи : учеб. пособие. Оренбург : Южный Урал, 2019. 206 с.
3. Голод С. И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. 1996. № 3/4. С. 99—108.
4. Голофаст В. Б. Социология семьи. Статьи разных лет / под ред. О. Б. Божкова. СПб. : Алетейя, 2006. 432 с.
5. Гурко Т. А. Теоретические подходы к изучению трансформации института семьи // Социологический журнал. 2020. Т. 26, № 1. С. 31—54.
6. Демография / Федеральная служба государственной статистики : сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 23.09.2024).
7. Дмитрийчук А. Ю. Представления о семье в русской философско-культурологической мысли // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2018. № 1 (25). С. 85—100.
8. Евенко С. Л. Кризис семьи как фактор трансформации семейных отношений в современном обществе // Омские социально-гуманитарные чтения-2019 : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф., Омск, 16—18 апр. 2019 г. / отв. ред. Л. А. Кудринская. Омск : Омский гос. техн. ун-т, 2019. С. 46—50.
9. Елисеева А. А. Семья и семейные ценности: подходы к пониманию в условиях современного права // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 3 (136). С. 67—74. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.136.3.067-074.
10. Замахина Т. Депутат Госдумы Останина заявила о разработке единого учебника по семьеведению // Российская газета. 2023. 15 нояб. URL: https://rg.ru/2023/11/15/deputat-gosdumy-ostanina-zaiavila-o-razrabotke-edinogo-uchebnika-po-semevedeniiu.html (дата обращения: 12.06.2024).
11. Инструктивно-методические рекомендации о введении курса «Семьеведение» в образовательных организациях Республики Коми / Н. Н. Русеева ; М-во образования, науки и молодеж. политики Респ. Коми, Коми республик. ин-т развития образования. Сыктывкар : КРИРО, 2022. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0001618491 (дата обращения: 20.06.2024)
12. Карцева Л. В. Обучение школьников семьеведению как социальная проблема // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1. C. 102—106.
13. Карцева Л. В. Семьеведение как образовательный и воспитательный ресурс формирования личности семьянина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 1. С. 137—144.
14. Конституция Российской Федерации. М. : Юрайт, 2023. 82 с.
15. Лыкова И. А., Майер А. А. Вариативная модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания // Нижегородское образование. 2023. № 3. С. 61—68.
16. Ляушева С. А. Влияние модернизации общества на институт семьи // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 2. С. 105—110.
17. Майер А. А. Актуальные направления исследования трансформации традиций семейного воспитания // Ценности в системе воспитания: теория и практика : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 1—2 нояб. 2023 г. М. : Ин-т изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023. С. 125—126.
18. Машкова Д. В. Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства. М. : Эксмо, 2023. 528 с.
19. Моисеев Д. А. Нравственные основы семейной жизни: 10 класс : метод. рекомендации для учителя. Екатеринбург : Изд-во Екатеринбургской епархии ; Ульяновск : ИнфоФонд, 2010. 275 с.
20. Мониторинг ценностных ориентаций молодежи: результаты, выводы, предложения: аналитический отчет. М. : ФГБНУ «ИИДСВ», 2024. 32 с.
21. Мудрик А. В. Социализация человека. 3-е изд., перераб. и расшир. М. ; Воронеж : РАО-МПСИ, 2011. 624 с.
22. Образовательное семьеведение: теоретические и практические аспекты (на примере курса «Нравственные основы семейной жизни» в Калининградской области) : сб. статей и метод. разработок / сост. Л. Н. Урбанович. Калининград : Изд-во Калининградского обл. ин-та развития образования, 2020. 147 с.
23. Разов П. В., Преснякова-Осипова И. В., Юшкова С. А. Молодая семья в современном российском социуме: образ и качество жизни. М. : ИНФРА-М, 2024. 210 с.
24. Реан А. А. Семья в структуре ценностей молодежи // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 1. С. 62—76. DOI: 10.21702/rpj.2017.1.4.
25. Репина Т. А. Кризис современной семьи: причины, особенности, последствия // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2008. № 6 (62). С. 313—317.
26. Романова К. С. Трансформация семьи как социального института в условиях изменения государства и собственности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. № 10. С. 271—287.
27. Российская семья и благополучие детей : монография / В. П. Авдеева, О. Н. Бурмыкина [и др.] ; отв. ред. И. И. Елисеева ; ФНИСЦ РАН. М. ; СПб. : ФНИСЦ РАН, 2021. 304 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-360-7.2021.
28. Рыбакова А. И., Фомина С. Н. Социальное самочувствие семьи в условиях экономического кризиса // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. Т. 2, № 4 (127). С. 132—142.
29. Сайфуллин Г. П. Социальные практики семьеведения в развитии готовности молодежи к браку и семейной жизни: востребованность и потенциал // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2. С. 60—66.
30. «Семейный круг» в зеркале семьеведения: интерпретация педагогов средней школы : учеб.-метод. пособие для классных руководителей средней общеобразовательной школы, ведущих предмет «Семьеведение» / под ред. Л. В. Карцевой ; сост.: О. Н. Константинова, Л. В. Карцева. Казань : РИЦ «Школа», 2023. 128 с.
31. Семьеведение (Основы семейной жизни) : кн. для уч-ся 9—11 классов общеобразовательных учреждений / А. А. Реан, И. А. Коновалов, Н. Л. Москвичева, М. А. Новикова ; под ред. А. А. Реана. М. : Арткитчен, 2021. 244 с.
32. Семьеведение (Основы семейной жизни) для уч-ся 9—11 классов общеобразовательных учреждений : учеб.-метод. пособие / А. А. Реан, И. А. Коновалов, Н. Л. Москвичева, М. А. Новикова ; под ред. А. А. Реана. М. : Арткитчен, 2019. 282 с.
33. Семьеведение : учеб. пособие для студ. направления подготовки 39.03.02 Социальная работа очной, очно-заочной и заочной форм обучения / авт.-сост. Л. Е. Ананьина, С. А. Сапрыгина. 2-е изд., доп. и перераб. Красноярск : СибГАУ, 2016. 219 с.
34. Семья и демографические процессы в современной России : монография / Т. К. Ростовская, В. Н. Архангельский, А. Е. Иванова, О. В. Кучмаева, В. Г. Семенова ; под ред. Т. К. Ростовской ; ФНИСЦ РАН. М. : Экон-Информ, 2021. 257 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-907427-21-1.2021.
35. Синельников А. Б. Семья и брак: кризис или модернизация? // Социологический журнал. 2018. № 1. С. 95—113.
36. Тюрина Э. И. Причины кризиса современной семьи как социального института // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2007. Т. 8, № 2. С. 55—57.
37. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013?ysclid=lxsr7p7vw5281889017 (дата обращения: 12.06.2024).
38. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи // Социологические исследования. 2003. № 11 (235). С. 137—141.
39. Ценности семейно-детного образа жизни (СеДОЖ-2019) : аналитический отчет по результатам межрегионального социолого-демографического исследования / под ред. А. И. Антонова ; А. И. Антонов, В. М. Карпова, С. В. Ляликова [и др.]. М. : МАКС Пресс, 2020. 486 с.